Кожевенное ремесло. Мастерская кожевенного ремесла

Кожевенное ремесло. Мастерская кожевенного ремесла

Можно сказать, что шкуры, стали первым одеянием человека, а значит, искусство обработки кожи, стало одним из первых ремёсел, которыми овладел человек. Это древнейшее искусство продолжает существовать и развиваться и в наше время.

неизвестен , CC BY-SA 3.0

Искусство художественной обработки кожи развивалось у разных народов, хорошо развито оно и на Руси. Известно, что уже в VI-VII вв., применялись различные способы обработки кож.

Знания по обработке кожи, технологии этого непростого дела, формировались постепенно и к XII веку ремесло стало довольно хорошо налажено, особенно в Новгородских землях.



, CC BY-SA 3.0

Технология обработки шкур

Для кожевенного производства требуется специальная обработка шкур животных. Каждая разновидность имеет свои особенности, одна эластичнее, другая прочнее, одна тоньше, другая толще и так далее.

Обработанная кожа делится на три вида: сырая; сыромятная; дублёная. Главная цель этих разных способов одна - сделать кожу прочной, не ломкой, эластичной и долговечной. Итак, разными способами, или применяя жир, или дубильные вещества, есть и другие методы, мастер добивается нужного результата.



неизвестен , CC BY-SA 3.0

Этапы обработки кожи практически полностью дошли до наших времён неизменными. Конечно, в наше время многое механизировано, применяются современные химические вещества, повышающие качество и ускоряющие процесс обработки.

Сначала, как и много веков назад, кожу очищают от грязи, затем вымачивают и освобождают от шерсти. Для ускорения очистки, уже в XI веке в Новгородских кожевенных мастерских применяли золу и известь.



Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Затем кожи квасили, а потом дубили. Дубильные вещества получали из коры таких деревьев как дуб, ольха, ива. Способ пересыпания кож для дубления корой сохранялся в некоторых уездах до XIX в.

В письменных источниках подтверждается, что кожу квасили специальной закваской, хлебным квасом. Но лучшее качество получали вымачивая сырьё в киселях.

Кожевенные изделия

Кожевенное ремесло издавна обеспечивает людей очень разнообразными изделиями, без которых, иной раз, трудно обойтись даже в наш век развитых технологий и различных синтетических заменителей.

  • одежда
  • обувь
  • аксессуары
  • предметы быта
  • оборудование

Это лишь основные виды. Из кожи делали вёдра для воды, непромокаемые мешки для сыпучих продуктов и пороха, ремни, ножны. Лёгкая и тёплая обувь, различного вида одежда, в том числе и нарядная, расшитая и бисером. По-разному обработанная кожа служила жильём и закрывала оконные проёмы в доме.



Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Отдельно нужно упомянуть использование кожи для изготовления книг, тончайшая кожа, особым образом обработанная, называлась пергамент. По мере развития печатного дела, научились делать высокохудожественные переплёты для книг из кожи. Украшали их с помощью тиснения, выжигания, раскрашивания, золочения.

С развитием технического прогресса ассортимент кожевенных изделий только ширился. Поначалу, из кожи делали сбруи, сёдла, отделывали оружие и изготавливали мебель. Затем, появились автомобили, в которых сидения и рули конечно отделывались кожей.



stevepb , CC BY-SA 3.0

Развитие кожевенного дела

В России кожевенное дело было развито повсеместно и к началу XX века мировой рынок охватил буквально «кожевенный бум». Сейчас звучит удивительно, но во Франции даже появился очень дорогой одеколон «Русская кожа», поскольку изделияиз этого материала действительно были очень популярны.



Tomascastelazo , CC BY-SA 3.0

В наше время, художественная обработка кожи продолжает быть очень популярной. Помимо больших производств, открывается много частных, а так же есть много индивидуальных художников, постоянно работающих над созданием современных изделий. Есть и такие, которые стараются отдавать дань традиционным техникам.

Фотогалерея




















Полезная информация

коже́венный
коже́венник

Кожевенное ремесло нижегородцев

Раскопки доказывают, что в Новгороде кожевенный промысел с XI-XII вв. был развит великолепно. Кожу вырабатывали настолько качественно, что она сохранила прочность и эластичность до наших дней.

Её умели выравнивать, по всему изделию она одинаковой толщины. Для различных изделий умели придавать коже разную степень жёткости.

Интересно, что к XV-XVI вв. среди кожевенников выделились подошвенники.

Кожу умели окрашивать. Встречается чёрный, коричневый, жёлтый цвет. Так же есть в собраниях музеев красные, зелёные образцы.

Развитие скотоводства

Конечно, ремесло выделывания кож, неразрывно связано с развитием скотоводства.

Основные животные, из шкур которых получают сырьё - лошади, козы, овцы, свиньи, крупный рогатый скот. на севере России это ещё и северный олень.

Как импорт и кризис угрожают древнейшему ремеслу.

Можно с большой долей уверенности сказать, что на Земле нет ни одного народа, который бы не использовал в своей повседневной жизни кожу. Научившись охотиться, наши древние предки поняли, что из шкур животных можно делать одежду, укрытие для жилья, полезные для обихода вещи. «Карповка» побывала в гостях у современного мастера по работе с кожей и узнала, есть ли спрос на такие изделия и насколько востребованы сегодня подобные ремесленники.

В мастерской Сергея царит полнейший порядок: все заклепки и инструменты лежат в отдельных коробочках и ящиках, кожа разного вида и качества аккуратно сложена на полках, вокруг висят ремни, сумки, чехлы, ножны. От обилия предметов разбегаются глаза. Ремесленник признается, что может сделать практически все, на что есть спрос у покупателей, и нет ничего такого, чем бы он отдельно занимался: что-то одно делать скучно.

Приходится решать разные задачи и следить за модой. Например, одно время был большой интерес к бильярду: появились слухи, что он может войти в олимпийскую программу. Я попал в эту струю и стал делать лунки для бильярдного стола, но потом тема сошла на нет. Предприниматели «купи-продай» поняли, что проще полностью укомплектованные столы привозить из Китая. Себя к таким отнести не могу, я умею просто делать, а продвигать продукцию - это не мое.

Сергей говорит, что своего сайта или группы в соцсетях для поиска клиентов у него нет. Ему хватает тех, кто находят его с помощью сарафанного радио. Руководит мастерской кошка Принцесса, без контроля которой, признается мастер, ничего практически не происходит. Она же здесь хозяйничает и налаживает отношения с клиентами: такой красавице трудно отказать.


Я общался со многими мастерами, все говорят, что часто приходится поступаться собственными интересами, чтобы наладить отношения с клиентами. Наши затраты невозможно оценить. За сложную работу просишь дополнительную денежку, но всем высокую цену ставить не сможешь: перестанут обращаться. Сделать плохо я не могу, а если попросят то, чего не умею, то лучше отправлю к другому мастеру.

Себя суперпрофессионалом Сергей не считает, скромно говорит, что для этого нужно иметь больше знаний и умений, а еще многолетнюю преемственность, которой нет в СНГ. «Например, в Испании кожей занимаются испокон веков, и все эти навыки передаются из поколения в поколение, сложилась своя скотоводческая культура. Специалистов по работе с кожей нет в достаточном количестве не только у нас, но и в Англии».


Сергей, приехавший в Петербург в 1987 году из Казахстана, утверждает, что кое-какая традиция кожевенного дела была на его родине - его дед даже шил сапоги. Но сейчас там делают «кустарные вещи», от которых уже отошли в более цивилизованных уголках. Но даже и эти минимальные навыки от предков ему не передались, с сожалением добавляет ремесленник.

Наставника у Сергея не было: закончив техникум и получив теорию по работе с кожей, он начал работать самостоятельно, так как нужно было «решать вопросы о хлебе насущном». Во многих вещах приходилось разбираться самому. Если в окружении и были специалисты, то только из промышленности, а не те, что делали вещи вручную. Наконец, мужчина сшил себе куртку, знакомые попросили смастерить им такую же - так и пошло. «Все приходит с практикой, а если некуда отступать, то только вперед и будешь идти. Как говорится, никуда не денешься с подводной лодки».


Сейчас мастер сам редко выступает в роли наставника или учителя: к нему обращались несколько молодых людей, но все они хотели получить все и сразу. Высокие амбиции мешали упорно и терпеливо работать. «Только освоив один из инструментов, называли себя профессионалами», - рассуждает кожевник. О перспективах кожевенного дела Сергей много не говорит, но подмечает, что сейчас во всем главенствует импорт, а из-за ухудшения в сельском хозяйстве скоро могут возникнуть трудности с кожей.

С этим материалом мастер работает уже более 20 лет, пробовал мастерить из металла и дерева, но волей судьбы вновь возвращался к кожевенному делу. «Мысль все бросить посещает пару раз в год, - с улыбкой отмечает Сергей. - Особенно весной или осенью, когда не сезон. Например, зимой все готовят подарки к праздникам, летом наплыв туристов. А в остальное время, в кризис в том числе, люди ужимаются в своих расходах, меньше тратятся на качественные и индивидуальные вещи, покупают безделушки и заботятся о том, что поесть».


Однако с приходом массовых товаров из Китая или Турции специалист полагает, что спрос на индивидуальные изделия останется. Их изготовление не только «утоляет жажду творчества» ремесленника, но и помогает воплотиться в жизнь фантазиям клиентов. «Массовый производитель не задумывается о потере клиента: одним меньше, одним больше, ему все равно. Ремесленник же дорожит каждым», - подмечает Сергей.

В конце весны мастеру по изделиям из кожи отдыхать не приходится: работы много, так что не всегда времени хватает на собственные задумки и наработки. Именно поэтому Сергей не тратит силы на участие в ярмарках и фестивалях, считая, что если и выдается свободная минута, то лучше ее потратить на заказ или собственное творчество, чем сидеть в надежде, что тебя найдет новый клиент.


Ритм жизни у меня никак не выверен: никогда нельзя точно рассчитать, когда ты можешь вдруг понадобиться клиенту. Поэтому времени, чтобы восстановить здоровье или отдохнуть, у меня почти нет, я практически живу в мастерской. Отдохнем на другом свете. В силу некоторых причин я оставил семью, вот и получается, что эта работа и каторга, и спасение для меня. Но меня все устраивает, я доволен тем, что делаю, тем более это подтверждается количеством моих клиентов. Что еще нужно? Почти ничего.

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Эволюция кожевенного дела

Шкура и кожа животных является одним из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь и галантерея из натуральной кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь и предметы домашнего обихода, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы выделки кожи. Помимо традиционных, в наши дни существует целый ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки кожи, которые повлияли на ее общепринятую классификацию. Таким образом, для удобства разграничения по производственному назначению всю натуральную кожу принято делить на автомобильную, мебельную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую и некоторые другие подвиды.

Выделка натуральной кожи

Традиционные способы выделки можно подразделить на три основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи. Их краткое описание приведено в следующей таблице.

Сырая кожа (сырец, голье)

Выделка без дубления: это шкура, прошедшая этап мездрения и золения. В процессе выделки такая кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Это свойство кожи использовалось для придания изделиям определенной формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.

Сыромятная кожа (сыромять)

Слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.

Дубленая кожа

Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным и главным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на минеральные, также называемые химическими, органические, к которым относятся альдегидное, жировое и растительное дубление, и комбинированные методы. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных на сегодняшний день видов дубления кожи

Хромовое дубление

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, окрашивающие кожу в процессе дубления в оттенки зеленого цвета. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам кожи хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность, из-за которых нередко наблюдаются изменения площади кожи при прямом воздействии влаги и даже при колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление применяется в комбинированных методах дубления.

Алюминиевое дубление

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Циркониевое дубление

Дубление кожи соединением циркония - сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Титановое дубление

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Жировое дубление

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты (жир тюленей, кашалотов и рыб). Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи - натуральной замши, которая благодаря такому методу дубления обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Танидное дубление

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта из коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают должную износостойкость кожи, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Растительное дубление

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется метод хромтанидного дубления. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других видов кожи подходит для тиснения, резьбы и штамповки. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтанное дубление

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе дубления. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Альдегидное дубление

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Комбинированное дубление

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных дубящих веществ применяется с целью придать коже лучшие качество и получить в результате сильные стороны каждого из применяемых методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи

В следующей таблице приведена общая классификация натуральной кожи по производственному назначению, а также дано краткое описание сырья, используемого для ее выработки.

Обувная кожа

Кожа для производства различной обуви. Для выработки используется кожа КРС хромового дубления, свиная и конская кожа.

Галантерейная и одежная кожа

Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная кожа, овчина, а также кожа экзотических животных.

Мебельная и автомобильная кожа

Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки, как правило, используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости кожи к механическому истиранию.

Шорно-седельная кожа

Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.

Техническая кожа

Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Гладкая кожа

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки верхнего слоя. Такая, зачастую минимальная, обработка лучше всего сохраняет естественную поверхность лицевой стороны кожи. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Вареная кожа

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или подобные вещества для повышения прочности.

Краст

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Веган (растительный краст)

Кожа КРС или свиная кожа растительного дубления толщиной от 1.0мм до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штамповки.

Спи́лок

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Лаковая кожа

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Велюр

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой снаружи оказывается бахтарма, а внутри лицевая сторона.

Натуральная замша

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Лайка

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Наппа

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Напплак

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Нубук

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Чепрак

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Шора

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Юфть

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Шагрень

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Шеврет

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Шевро

Плотная и прочная, но мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

Сафьян

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа - это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Пергамент

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Инструменты для работы с кожей

В следующей таблице приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника.

Рейсфедер

Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.

Роликовый маркер (колесная басма)

Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.

Циркуль разметочный (шорно-разметочный)

Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.

Канавкорез (грувер)

Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.

Резак (нож)

Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.

Поворотный нож

Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.

Фигурные ножницы

Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.

Пробойник

Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.

Шило

Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.

Игла

При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.

Рубанок для кожи

Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.

Фаскорез (торцбил)

Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.

Штамп

Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).

Кардина

Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.

Сапожный молоток

Молоток Для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.

Полировщик

Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.

Дополнительная справочная информация

Предлагаем вам также ознакомиться с другими полезными справочными материалами, опубликованными на нашем сайте: « » и « ».

Актер по образованию, а ныне руководитель мастерской, занимающейся производством кожаных аксессуаров,
Денис Орлов однажды решил кардинально поменять сферу деятельности. И как оказалось, не прогадал. Сейчас его изделия находят своих владельцев не только в России, но и далеко за ее пределами — на других континентах.

Корреспондент “СБ” пообщалась со ставропольским производителем, руководителем мастерской “Ден Орлов”, чтобы узнать о тонкостях кожевенного дела, сложностях поиска авторского стиля и о том, чем отличается предприниматель от бизнесмена.
— Денис, поясните, как вы перешли от актерской профессии к кожевенному делу?
— Так получилось, что мне всегда было интересно работать руками — отец в свое время столярничал, плотничал, немного занимался кожей. Так что мне это было знакомо с детства. Поэтому некоторые реквизиты для театральных ролей с удовольствием изготавливал самостоятельно.
В какой-то момент я просто понял, что театральная деятельность — не совсем мое. Захотелось заняться чем-то своим, никому не подчиняться и не зависеть от начальства. Наверное, так бывает у каждого предпринимателя, который решается на открытие собственного бизнеса. Начал с мелочевки — кожаных браслетов.
Первоначально все делал дома, на кухне на полу. Спасибо соседям, которые терпели стуки молотка. Правда, тогда это было больше хобби, чем заработком. Параллельно я работал и в других сферах: успел потрудиться по своей первой специальности — стилистом, занимался туристическим бизнесом. Но при этом продолжал создавать изделия из кожи, постепенно оброс заказами: саквояжи, сумки, кошельки.
— Как приобретали нужные навыки и умения в новой профессии?
— Обучался самостоятельно, основную информацию черпал в Интернете — этот ресурс сильно упрощает обучение. Учился на примере других, много экспериментировал, пробовал разные формы. Одним из первых серьезных заказов стал саквояж. Посмотрел, как он устроен, начал кроить. В итоге получился очень интересный экспонат. Этот саквояж стал моей первой крупной продажей — по тем временам он стоил около 9 тысяч рублей.
Когда заказы стали регулярными, снял отдельную мастерскую. Какое-то время работал там. Но из-за того, что в Ставрополе кожей фактически никто не занимался, а небольшие кожгалантереи выпускали только “жесткую классику”, кругозор был сильно ограничен. Поучиться было не у кого, поэтому принял решение поехать в Москву.
— Что дала столица в плане профессионального роста?
— Очень многое, я буквально вырвался из вакуума, попал в среду “Электрозавода” — гигантского творческого кластера, где собраны лучшие и креативные бизнес-идеи со всей России. Арендовал помещение, чтобы сделать свою мастерскую. В Ставрополе мне никто не мог ответить на элементарные вопросы, например, какое нужно оборудование для производства. Там же была масса людей, готовых подсказать: такой станок — для дерева, вот этот — для кожи, этот — для ткани.
В Москве я завел много знакомств — от производителей до продавцов, коллег по ремеслу, дизайнеров. Поскольку я самоучка, то основывался исключительно на своем чутье. В Москве же были люди, которые помогли подкорректировать мой стиль. Например, я много общался с популярным отечественным дизайнером одежды и обуви Леоном Крайфишем. Именно там у меня выработалось совершенно иное восприятие своих вещей.
— Расскажите об аудитории. Не боялись потерять ее при переездах?
— Могу честно сказать: боялся и когда переезжал в Москву, и когда возвращался обратно домой. Понимал, что будет тяжелее организовать доставку, в том числе материалов, фурнитуры. Но глаза боятся, а руки делают. В итоге все стало на свои места, вернулось в прежнее русло. Заказы поступают не только из Москвы и других городов, но и из-за границы: США, Европы. Интересно собирать feedback, отзывы покупателей. Многие иностранцы говорят, что российские товары для них экзотика. Иные и вовсе признаются: не знали, что в России есть кожевенное производство.
Аудитория самая разная, раньше было больше женщин, теперь примерно поровну. Возраст платежеспособный: от 25 до
45 лет — те, кто предпочитает стили grunge и casual, в которых я и работаю.
— Интересно узнать, вы поддерживаете отечественного производителя в плане закупки сырья?
— В советское время кожевенные заводы были в каждом крупном городе, сейчас их, конечно, единицы. Но тем не менее они есть, точнее, стали появляться. У некоторых отличный итоговый продукт, например, завод “Русская кожа”, из тех, что рядом с нами, — Чегемский кожзавод. Очень удобно в плане логистики — съездить, лично посмотреть товар. Одним словом, у отечественного производителя можно найти неплохое сырье.
Но лучше все-таки кожа из Италии и Испании, там сильны ремесленные традиции. У нас же они только начинают возрождаться, а те, кто делает что-то хорошее, опять же используют итальянское оборудование, химию. Соответственно, получается качество, приближенное к европейскому. А вот фурнитуры нет совсем — слишком уж она грубая. Приходится заказывать за границей.
— У вас представлен широкий ассортиментный ряд. Как создавали его? Исходя из предпочтений клиентов?
— Нет, плох тот предприниматель, кто идет на поводу у клиента. Я не ограничиваю заказчиков в чем-то, но предпочитаю четко сформулировать, что именно могу сделать. Зачастую мастер сам знает, как лучше будет выглядеть его изделие. Ведь на то он и предприниматель, чтобы что-то придумывать, развивать.
К слову, для меня сильно разнятся два понятия: предприниматель и бизнесмен. Бизнесмен — человек, у которого уже много денег, что позволяет приобретать оборудование, помещение. А предприниматель как раз все, что зарабатывает, вкладывает в развитие своей идеи. Я больше предприниматель и максимально стараюсь вкладывать в свое дело.
— Вы занимаете нишу дизайнерских аксессуаров. Как чувствуете себя во время кризиса?
— Определенный процент продаж упал, но я на этот счет не слишком переживаю. Скрепя сердце приходится поднимать цены. До последнего удавалось держать еще московский минимум, но материалы сильно возросли в цене. Последние рубежи, которые преодолел курс валюты, все-таки заставили поднять стоимость. Заказы есть, правда, изделия теперь стоят дороже. К счастью, люди адекватно к этому отнеслись и готовы платить, потому что знают качество.
Добавлю, что мое предприятие нельзя назвать фабрикой, это семейная мастерская — в производстве и менеджменте задействованы супруга и брат. Каждую вещь стараемся сделать уникальной. Об этом говорит хотя бы тот факт, что за время работы мы создали около 50 моделей саквояжей, но ни одна из них не повторяется.
Я никогда не пишу на своих изделиях: стопроцентно ручная работа. Ведь это несколько другой уровень, который не позволяет делать много. Я начинал с ручного шва и могу сказать, что один шов, длиной в 20-30 сантиметров, можно делать 2 часа, машинка же прострочит его за несколько секунд. Но и здесь есть масса тонкостей. Нитка чуть уползла в сторону — значит, брак, нужно переделать. Так что в любом случае это ручной труд, так происходит раскрой, сборка, компоновка. Вручную добавляются все заклепки, финальные швы, закрепка иголкой.
— Поделитесь планами развития мастерской.
— Очень хочется расширить ассортимент, заняться созданием обуви. Но, с другой стороны, я не хочу разбрасываться, понимаю, что один все не осилю. Поэтому ищу человека, который по моему дизайну и эскизам будет создавать обувь. Правда, проблема пока не только в поиске хорошего специалиста, но и в том, чтобы приобрести оборудование, поскольку цены, конечно, сильно повысились. Но, думаю, я к этому приду.
Также планирую открыть шоу-рум. Рассчитываю сделать не магазин, а именно выставочный зал, где можно ознакомиться с изделиями, потрогать их, посмотреть и забрать свой заказ. Тогда как продажи будут происходить по-прежнему через Интернет. После переезда, обустройства, налаживания контактов с поставщиками и производителями открытие шоу-рума — следующий логический шаг в развитии.

Приветствую, мозгодрузья ! Некоторое время назад я увлекся созданием своими руками изделий из кожи, и поначалу, естественно, не имел ни опыта, ни подходящих инструментов. Но продолжая заниматься этим интересным мозгоделом , я приобрел свои наработки, о которых и расскажу в этом руководстве.

Мы с моим другом начали постигать кожевенное дело посредством создания небольших изделий, таких как визитница, ключница, небольшое портмоне и т.п. И для большего удобства сделали простое приспособление для скрепления кожаных деталей, которое легко монтируется и подстраивается под вашу самоделку . Мы даже сделали небольшие наборы, которые помогают новичкам при изготовлении изделий из кожи, и которые мы планируем распространять через сеть. Но это планы, а теперь по существу!

Шаг 1: Дизайн




Рассказывать о тонкостях кожевенного дела мы будем на примере создания мини-кошелька с несколькими отделениями для визиток или мозгокарт и отсеком для наличности. Также некоторые пояснения будут даваться на примере создания ключницы-монетницы, которую тоже легко и просто сшить самостоятельно.

Шаг 2: Наш набор

Зажимное приспособление
2 швейные булавки
воск и ткань для полировки
2 сапожные иглы
1 вощенная льняная нить
4 кожаные детали кошелька

Еще понадобятся ножницы, не входящие в набор.


Шаг 3: Короткие швы





Начинаем с прокладки коротких швов и для этого нужно скрепить детали швейными булавками, наметить мозгошов и зажать детали в зажимном приспособлении, состоящем из двух планок, стягивающих резинок и двух опор. Далее, когда заготовка самоделки зажата, прокладываем шов иглой с вощеной нитью.

Шаг 4: Швейные булавки





Кожаные детали поделки перед сшиванием нужно плотно и правильно совместить, да еще так, чтобы в процессе шитья они не сдвигались друг относительно друга. Для решения этой задачи используем швейные булавки. Совмещаем детали по линии шва, в двух местах скрепляем булавками, а затем на булавки надеваем заглушки.

Шаг 5: Зажим







Заготовку, скрепленную булавками, теперь нужно для удобства установить в зажим, который облегчает процесс шитья. Для этого совмещаем планки зажима, с одной стороны надеваем резинку, между планок устанавливаем заготовку, при этом линия мозгошва должна быть на несколько миллиметров выше планок, далее надеваем вторую резинку, а затем планки с заготовкой вставляем в опоры.

Шаг 6: Заправка иглы






Это довольно трудный шаг, требующий терпения и сноровки, так как нить довольно плотно проходит через ушко иглы, но зато потом при шитье нитка не будет выскальзывать из ушка.

Сама заправка: ножницами обрезаем нить под углом, аккуратно продеваем ее в ушко иглы и протягиваем, оставляя конец около 2 см, который затем отгибаем к основной нити. Такие же манипуляции проводим со второй иглой.

Шаг 7: Шов — начало





Примечание: если в первом отверстии шва стоит булавка, то следует на время ее удалить.

Для сшивания элементов самоделки применяется ручной шов под названием брошюровка, который хорошо смотрится и довольно прочный. Итак, через первое отверстие шва продеваем иглу с нитью, далее выравниваем концы первой и второй иголок.

Шаг 8: Шов










Чтобы было понятней, одну сторону зажима назовем «лицевой», другую «тыльной».

Иглу с лицевой стороны продеваем во второе отверстие шва и полностью протягиваем. Иглу с тыльной стороны тоже продеваем во второе отверстие, и также протягиваем полностью. Так получается основной стежок, который повторяем по всей линии шва. Стежки натягиваем с равной мозгосилой , чтобы они получались плотными и одинаковыми.

Шаг 9: Смена стороны







Когда шов на одной стороне закончен, то устанавливаем булавки на соседнюю сторону заготовки, а затем зажимаем эту сторону с булавками в приспособлении. Подобным образом поступаем со всеми сшиваемыми сторонами самоделки .

Шаг 10: Окончание шва










Для того чтобы завершить шов нужно прошить его обратно на два стежка. То есть когда закончен последний стежок, одну иглу продеваем через пред-последнее, а затем пред-пред-последнее отверстия, далее поступаем аналогично со второй иглой. После этого натягиваем обе нити и обрезаем их ножницами. Полученное окончание шва хотя и не имеет узла, но плотная усадка мозгонити в отверстии не позволяет стежкам расходиться.

Шаг 11: Обработка края





Для придания самоделке законченного вида нужно обработать воском ее края. Поэтому натираем края воском, а потом полируем тканью, плотно прижимая пальцами друг к другу сшитые детали, тем самым облагораживая мозгоподелку . Мы не покрываем свои поделки никакими другими средствами, чтобы со временем кожа не растрескивалась, а лишь приобретала естественное старение.

Шаг 12: Кошелек готов!





Поздравляю, простой и стильный кожаный кошелек сделан! Надеюсь это мозгоруководство было вам полезно, и вы узнали что-то полезное.

Удачных вам самоделок !