Натуральная кожа. Обувная кожа

Натуральная кожа. Обувная кожа

Описание:

Что такое кожа и какие бывают виды кожи

Кожа - это натуральный материал , сделанный из шкур различных животных. Так же, как нет двух одинаковых животных, так и нет двух идентичных кусков кожи. Эти естественные особенности не являются дефектами, а только добавляют уникальности каждому готовому изделию. Особенно это относится к экзотической коже .

Фактически любое естественное волокно, кроме животного и человеческих волос, можно соткать в ткань или, по крайней мере, нить. Так же любая кожа животных, кроме псевдокожи экзоскелетонов у некоторых видов рыб, которые имеют желеобразную структуру тела, может быть в процессе дубления превращена в кожу.

История человечества - это история изделий из натуральной кожи. Кожа всегда была верным помощником человека. Согласно утверждениям археологов, в древнем Египте были найдены остатки кожаной одежды, которая была изготовлена еще в 13 веке до нашей эры.

Не потеряла своей актуальности кожа и современном мире. При всем развитии техники и появлении новых синтетических материалов - кожа продолжает притягивать к себе все новых сторонников и почитателей.

Считается, что самая высококачественная кожа делается из шкур коров (бык, теленок). Она идет на обувь, одежду, обивку мебели и др. Кожа из шкур овец или коз (овчина, козлина) , в основном, используются с волосяным покровом (как мех). Кожа из свиных шкур эластична, но имеет стойкий характерный запах, поэтому ценится ниже других. Кожу из крокодила, питона, ската, страуса и других экзотических животных используют для производства кожгалантереи, одежды, обуви и других направлениях бизнеса.

Существует множество классификаций кож, которые различаются по виду и возрасту животных, из которых они получены, а также по способам их обработки и окраски. Вот некоторые примеры:

Сафьян - кожа из козьих шкур растительного дубления, слабопрожированная и ярко окрашенная.

Велюр - изготавливается из кож с дефектами лицевой поверхности. Это кожа хромового дубления, отделанная со стороны бахтармы под бархат при помощи специального шлифования.

Замша - кожа из шкур лося, северного оленя, дикой козы и т.п. жирового дубления. Лицевой стороной такой кожи является бахтармяная сторона. Ворс густой, но не пушистый и без блеска. Кожа мягкая и плохо впитывает воду.

Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур овец или коз, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок. Из экзотических кож к этому виду кожи относится кожа морского ската.

Лайка - кожа из шкур овец, коз, собак и т.п. Дубление происходит алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка. Кожа мягкая, тонкая и, в основном, используется для изготовления перчаток.
В чем разница между натуральной кожей, подшлифованной и спилком?

Кожа с натуральным лицевым покрытием - получается, когда шкуру просолили, отмочили (сделали ее как бы парной), добились того, чтобы из нее выпали все волоски, затем продубили и покрасили. У натуральной кожи почти нет покрытия, лишь небольшая покраска.

Шлифованная и тисненая кожа изготавливается из шкур животных, которые имеют природные дефекты. Например, если шкуру прокусили насекомые и отложили в ней свои личинки, в результате чего в ней образовалась дырка, которая уже не затягивается или на шкуре остались царапины от сучьев деревьев, то такие дефекты снимаются шлифовкой в процессе производства кожи. Затем, чтобы у кожи образовалась ровная поверхность, на нее наносится некое покрытие, так называемый грунт, из-за которого, вместе с покраской, кожа уже хуже дышит и, соответственно, меньше ценится.

Если для исправления кожи не достаточно ее грунтования, то применяется процесс тиснения, при котором большими плитами прессуют разогретую кожу. Прессованием можно получить как гладкую поверхность кожи, так и с различным рисунком. Визуально отличить тисненую кожу от не тисненой можно, но скорее не по лицевой стороне, а по бахтармяной.

Спилок - это второй или третий слой кожи, как если бы ее нарезать на пласты. Эта кожа может выглядеть как бахтарма с двух сторон. Для ее изготовления не используется никакая грунтовка. Она идет на изготовление спортивной обуви, так как нога в такой обуви хорошо дышит даже при больших нагрузках, но такая кожа, также, хорошо промокает и пачкается.

Страны с развитым химическим производством умеют делать очень хорошую искусственную кожу. Но обувь из нее вреднее, чем из натуральной кожи, так как нога в ней плохо дышит и потеет.
Что такое прессованная кожа?

Прессованная кожа - материал, вырабатываемый под давлением из отходов производства натуральной кожи: обрезков и лоскутков, хромовой стружки, кожевенной пыли и других отходов. В прессованной коже также есть связующие волокна. Они могут быть изготовлены из любого синтетического материала: полиэфира, полиамида, полиэтилена и т.д. При нагревании они расплавляются и склеивают все «частички» воедино.

Еще один компонент - синтетические термопластические смолы. Они вводятся для дополнительного склеивания и упрочнения волокнистой структуры. Благодаря этим смолам получается материал с низкой воздухо- и влагопроницаемостью. Прочность такой сумки из такого материала невысока, в отличие от сумки из натуральной кожи.
А что такое вет-блю?

Вет-блю - это полуготовая кожа: продубленная, но не высушенная, а только немного отжатая.

Вет-блю хранят и транспортируют в листах. Затем ее сушат, наполняют жиром, чтобы она была мягкой и отталкивала воду и только потом красят и гладят.
Как проходит процесс изготовления кожи?

Процесс изготовления кожи обязательно проходит такие стадии, как - шкуру сняли, просолили (если не просолить, она сгниет, так как кожа - это белок (ее можно варить и есть), поэтому ее даже перевозят в соленом виде), а затем ее отмывают от соли и дубят.

В коже есть поры, которые надо заполнить дубящим веществом, способным прекратить процесс разложения и уничтожить бактерии. Это один из важнейших процессов при изготовлении кожи и называется он дублением.

Что такое дубление?! Это, когда в специальный барабан кладут кожу и заливают туда дубитель. Через некоторое время, при поддержании определенной температуры, кожа продубливается.

"Дубитель" - от слова "дуб". Кора дуба и ивы - очень хорошие дубители. Сейчас есть синтетические (хромовые) дубители. Дубящие вещества безобидны для здоровья.
Как отличить натуральную кожу от искусственной?

Благодаря новейшим технологиям, производители научились делать качественный кожзаменитель так, что отличить его от натуральной кожи практически невозможно. Так как же все-таки можно еще отличить натуральную кожу от искусственной?

Кожзаменители часто имеют основу из текстиля. Поэтому, если при тщательном осмотре швов вы увидите тканевую основу или единичные торчащие нитки, то перед вами - сумки из искусственной кожи.

Если к натуральной коже поднести зажженную спичку, то на коже не будет видно даже тления, в отличии от кожзаменителя, который обычно начинает плавиться. Только будьте осторожны и не переусердствуйте в этом опыте - не все кожи выдерживают долгий открытый огонь.

Есть еще одна хитрость - подержать кожаное изделие в руках: кожа нагреется, заменитель же останется холодным.

Определить натуральную кожу можно и по запаху. Он специфический и спокойный. Если же запах резкий и не приятный - значит кожгалантерея из кожзаменителя. Но бывает, что имитируется даже запах настоящей кожи за счет того, что в состав нового поколения искусственных материалов входит кожаная крошка.

На хорошей коже не должно оставаться никаких заломов. Поэтому можно согнуть изделие (например, ручку сумки) рукой и отпустить. Если заломов нет, то перед вами качественная натуральная кожа.

Также, на кожу можно капнуть водой и посмотреть, впитывает ли она ее. Если впитала и потемнела, то, скорее всего, это натуральная кожа, если нет - кожзаменитель.

Часто (но не всегда), если сумка, действительно, сделана из натурального сырья, то на ней изнутри должен быть отштампован (или висеть в виде бирки) знак кожи - эмблема, повторяющая очертания снятой шкуры. Честные производители на изделия из искусственных материалов ставят спецзнак - ромбик.

И наконец, изнанка настоящей кожи должна быть ворсистой.
На что обратить внимание при покупке кожаных изделий?

Неопытный покупатель обращает внимание только на внешний вид изделия, нравится - и все тут. Но ведь бывает, что случаются и технологические ошибки в обработке кожи. Плохо продубили, плохо отпрессовали, плохо грунт наложили. Такое изделие долго не прослужит.

Разборчивый покупатель обязательно обратит внимание, как выглядит изнанка - бахтарма. По ней сразу можно судить об уровне обработки кожи: она должна быть гладкая, ровная, хорошо и равномерно прокрашенная. А уже потом он смотрит на лицо - натуральное оно или искусно подшлифованное.

Будьте внимательны при выборе кожаного изделия и оно будет радовать вас долгое время.
Ремонт кожаных изделий

Ремонт кожи, кожаных изделий и кожаной мебели, особенно дорогих эксклюзивных моделей, должен проводиться профессионалами. Дешевые синтетические материалы, обычно используемые для ремонта, например, жидкая кожа, могут навсегда испортить ваше изделие.

В процессе использования изделий из кожи, на них осыпается краска и появляются потертости. В этом случае надо обработать эти места кремами соответствующего цвета и после этого тщательно протереть их щеткой или ветошью. Если после такой обработки потертости не исчезают, то лучше воспользоваться профессиональной помощью.

Чтобы вам не потребовался ремонт ваших любимых кожаных вещей, рекомендуем вам ознакомиться с правилами по уходу за кожгалантереей и кожаными сумками.
Хранение кожаных изделий

Кожаные изделия лучше всего хранить в прохладном темном шкафу, предварительно обработав поверхность кремом или воском. Для кожаной одежды шкаф должен быть достаточно просторным, чтобы она не сминалась.

Если кожаные изделия должны храниться в течение длительного времени, поместите их в хорошо проветриваемое место в нормальной комнатной температуре (20-22 градуса) с относительной влажностью приблизительно 50 %. Если будет слишком влажно, то может проявиться плесень.

Избегайте хранить кожаные вещи в закрытых полиэтиленовых пакетах. Это способствует процессам окисления и постепенно изменяется цвет кожи.

Не распыляйте аэрозоль от моли на коже. Химические пары изменяют цвет кожи. С другой стороны, замша должна быть очищена и обработана средством от моли прежде, чем помещать ее на хранение.

Для предотвращения изменения формы кожаного изделия, рекомендуется набить сумку или обувь бумагой.

Широкий кожаный или лакированный пояс нельзя складывать. Его прикрепляют за пряжку бельевой прищепкой к натянутому на внутренней дверце платяного шкафа шнурку или сворачивают в не тугой клубок.

Не держите кожу на ярком солнце, это может привести к изменению цвета кожи или выцветанию!


Кожа – это самый древнейший из материалов, который когда бы то ни было, использовался человеком. А обработка кожи – одно из древнейших ремесел на земле. Из кожи изготавливали почти всё – от примитивной обуви в виде обмоток на ногах до предметов обихода. Одежду также, как и обувь, изготавливали из кож и шкур животных. Ведь кожа была самым доступным материалом, если не считать конечно больших опасностей, подстерегавших человека при добыче хищных животных. А уж смекалки на охоте человеку было явно не занимать.



Кожаное ремесло совершенствовалось, и постепенно кожаные изделия превращались в настоящие произведения искусства. Некоторые народы научились шить обувь даже из кожи птиц с опереньем. Одежда и обувь украшалась вышивкой, шёлком, золотом и драгоценными камнями. Из кожи были и предметы обихода – вёдра для воды, бурдюки для вина, тарелки, блюда. Верёвки тоже плели из кожи. А народы Севера из кожи строили себе жилища: чумы, шатры. Кочевые степные народы также имели многие предметы, в том числе и шатры, из кожи. Ведь шатры легко складываются, одежда лёгкая, посуда при перевозке не бьётся. И что говорить об упряжках для животных – эти предметы тоже были из кожи.


В музеях сохранились колчаны для стрел, щиты, ковры, подушки, сумки, пояса, ремни и даже музыкальные инструменты из кожи. Эскимосы делали лодки из кожи, ассирийцы строили плоты из . Следует отметить, что кожа использовалась и в книгопечатании. Телячью кожу высушивали на раме, а затем полученный пергамент использовали для письма, из кожи делали и книжные переплёты. В России кожевенному ремеслу всегда определялось одно из первых мест среди других ремёсел. До Первой мировой войны Россия экспортировала кожаные изделия или отдельные виды кож, превосходившие по своим качествам европейские аналоги.


И сейчас, в наше время, изделия из кожи пользуются большим спросом, хотя цены натуральных кож немалые.







Обработка кожи
Натуральную кожу получают из путём обработки разнообразными физико-химическими и физическими операциями, которые делят на три группы: подготовительные, дубление и отделочные. Но это только три группы, а операций по обработке кожи около 20. В подготовительных операциях используются такие вещества, как поваренная соль, водная суспензия извести, сульфат аммония; различные машины. Подготовительные операции включают чуть ли не половину всех операций по обработке кожи, причём не самых приятных: удаление волоса, подкожно-жирового слоя, мягчение и т.д.


Дубление – основная операция, при которой используются соединения хрома (хромовое дубление), соединения алюминия (алюминиевое), растительные дубильные вещества, синтетические вещества, а также композиции этих соединений. Есть и жировой метод дубления, где используются жиры, содержащие жирные кислоты. При таком методе получают замшу.


Кожи хромового дубления на срезе всегда имеют зеленовато-голубой оттенок, а кожи растительного дубления – оттенки теплых цветов – от желтых до коричневых. После дубления кожа приобретает вид, свойственный готовой коже. Затем идут отделочные операции, которые придают коже определённый внешний вид и свойства. Здесь кожа проходит множество операций, среди которых строгание (выравнивание кожи по толщине), крашение, сушка, тяжка, лощение, прессование и др.




Кожа хромового дубления может после отделки иметь гладкую поверхность или с рисунком в виде нарезки (тиснения). Для изготовления кожаных пальто, пиджаков, курток используют кожу, обработанную хромовым дублением из шкур овец (одежный шеврет), свиней и других животных, или замшу, выработанную жировым дублением (из шкур овец, лосей, оленей и др.).


Натуральная кожа для одежды должна быть мягкая, без пятен и налётов, без морщин и складок. Окраска её тоже должна быть ровная, устойчивая к сухому и мокрому трению и к утюжильной обработке при 80 градусах. Красят кожу поверхностным (покрывным) или глубоким крашением. При поверхностном крашении на лицевую сторону кожи наносится пленка краски (казеиновая, нитроцеллюлозная, акриловая), которая придает блеск, выравнивает цвет, скрывает дефекты, защищает от влаги. При глубоком крашении кожу прокрашивают на всю толщину.




Каковы же основные виды одежной кожи?
Существует множество видов кожи, которые отличаются по виду и возрасту животных, от которых получены, а также в зависимости от способов обработки и окраски.


Приведём несколько примеров:


Шеврет – кожа хромового дубления из шкур овец.


Велюр – кожа хромового дубления с ворсовой поверхностью, полученной путём специального шлифования бахтармяного (нижнего) слоя шкуры. Для велюра используют свиные шкуры, которые шлифуют с лицевой стороны. Свиные шкуры для получения велюра используют обычно с многочисленными дефектами лицевой стороны. Велюр получают и из спилка при двоении толстых свиных шкур или крупного рогатого скота. Лицевая сторона велюра бархатистая, ворс густой, ровный.


Замша – кожа жирового дубления из шкур оленя, лося, козы. При выделке замши лицевую сторону шкуры спиливают, так получается ворсовая поверхность. А при изготовлении замши из шкур овец ворсовую (лицевую) поверхность создают отделкой бахтармы. Эта кожа характеризуется особой мягкостью, густым ворсом, повышенной тягучестью, хорошей воздухопроницаемостью.


Сафьян - кожа из шкуры козы растительного дубления, отделка – слабопрожированная и ярко окрашенная.


Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур коз или овец, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок.


Лайка - кожа из шкур коз, овец с дублением алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа одна из самых мягких, тонкая, используется для изготовления перчаток.


Кожаные пальто иногда изготавливают из шкур телят с хромовым дублением. Эта кожа мягкая, эластичная, очень красива на внешний вид.




Лакированная кожа была изобретена Сетом Бойденом в XIX веке, а появилась в гардеробе только в 60-е годы прошлого столетия. Сегодня лакированная кожа снова популярна благодаря блестящему покрытию. Она блестит и переливается на солнце, а цветовая гамма весьма разнообразна.


Лакированная кожа имеет гладкую поверхность, вода в нее не впитывается. Лаковая композиция получается на основе полиуретановых смол, которые наносятся на лицевую поверхность кожи.


Кожи растительного дубления. Они плотные, эластичные, хорошо впитывают влагу. Эти кожи пригодны для изготовления любых изделий, на них можно использовать все способы художественной обработки: выжигания, тиснения, росписи. Из этих кож изготавливают переплеты, бижутерию и ювелирные изделия, ремешки для оплетки и т.д. Они имеют красивые натуральные цвета – от теплого желтого до светло-коричневого.


Одежда из кожи непременно должна быть в гардеробе каждой женщины. В моде всегда найдётся место для кожаной одежды. И приобретённая кожаная вещь долго послужит вам и долго не выйдет из моды. Кожаные предметы одежды выглядят смело и соблазнительно.




Современная индустрия моды берется обрабатывать и использовать самые разные и зачастую редкие, необчные виды кожи. На фото сверху мы видим разноцветную кожу рыб.

Виды натуральной кожи всего две разновидности и все они отличаются друг от друга. В этой статье Вы узнаете о том, какие именно бывают виды натуральной кожи.

Натуральная кожа может различаться:

1. По виду животных:

Свиная кожа - самая дешёвая. Используется для изготовления самой бюджетной обуви и подкладок. Из неё же делают дешёвые кожаные куртки.

Бычья кожа - толстая, жёсткая и служит гораздо дольше свиной. Из неё делают ремни, некоторые сумки, рюкзаки и куртки.
- Коровья кожа - достаточно жёсткая, прочность несколько ниже, чем у телячьей кожи. Из неё изготавливается большая часть недорогой обуви и обуви среднего ценового диапазона.
Телячья кожа отличается мягкостью и высокой прочностью, на ней практически не возникает заломов. Из неё делаются туфли, сумки, куртки.
- Овечья кожа - мягкая и прочная. Её используют для изготовления сумок, курток, перчаток, ремней - в основном премиум-класса.
- Козья кожа - мягкая, плотная. Используется для производства дорогих перчаток, бумажников, кошельков и аксессуаров.
- Оленья кожа - мягкая и приятная на ощупь, хорошо сохраняет форму и удерживает тепло. Изделия из неё редко встречаются в продаже.
- Крокодиловая кожа отличается прочностью. Из неё делаются туфли, сумки, куртки.
- Змеиная кожа имеет оригинальный внешний вид. Из неё делаются туфли, сумки, куртки.
- Страусиная кожа - мягкая и эластичная, из неё изготавливают обувь, куртки, плащи и аксессуары класса люкс.

2. По способам обработки и окраски

Анилиновое покрытие - отделка, которая придаёт коже блеск и слегка выравнивает поверхность. В отличие от лака, такое покрытие имеет невыраженный блеск и обладает большей прозрачностью.

Дубление - химический процесс, который превращает шкуры и кожу животных в выделанную кожу. В процессе используют кислоты, щёлочи, соли, энзимы и дубильные вещества для растворения жиров и не волокнистых протеинов. Растительное дубление основано на химическом воздействии растительных материалов, содержащих танин (дубильную кислоту). Шкуры смачиваются в котлах в сильном растворе этих веществ. В ходе химического дубления используют минеральные соли, такие как сульфат хрома. Дубление также может выполняться с использованием рыбьего жира и синтетических видов танина.

Замша

Замша всегда высоко ценилась среди знающих людей. Материал этот – не для ленивых. Так как она требует особого ухода. Для начала нужно определиться с терминами и понять как правильно выбрать вещь из натуральной замши. А точнее как не купить подделку из искусственной замши.

И вообще, что такое замша? Замша – это кожа, получаемая из шкур оленя или овцы путем жирового дубления.

Натуральная замша пропускает воздух и выглядит очень изящно и утонченно. Натуральная замша отлично пропускает воду, но по мере набухания становится водонепроницаемой. Сегодня многие известные дизайнеры делают из замши элегантные сумки.

Выбирая замшевую вещь нужно помнить, что:

  1. На натуральной замше всегда должны присутствовать мелкие царапинки и поры;
  2. Проведя по натуральной замше пальцем, вы оставите след другого оттенка. Цвет натуральной замши вообще по своей природе не может быть однотонным;
  3. Натуральная замша тонкой выделки не может быть дешевой;
  4. Натуральная замша должна неуловимо пахнуть кожей. Искусственная замша либо не имеет запаха вовсе, либо имеет слабый синтетический запах.

Наппа

Наппа - обработанная кожа крупного рогатого скота, которую отличают высокая пластичность, мягкость и очень ровная окраска. Долговечна, при этом не очень дорога. Из неё производят, например, кожаные куртки.

Велюр

Велюр - кожа хромового дубления, отделанная со стороны бахтармы под бархат при помощи специального шлифования.

Замша

Замша - кожа из шкур любых не очень крупных животных; лицевой стороной является бахтармяная; ворс густой, но не пушистый и без блеска; кожа мягкая, плохо впитывающая воду.

Шагрень

Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур овец или коз, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок.

Лайка

Лайка - кожа из шкур овец, коз, собак; дубление алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа очень мягкая, тонкая, пластичная, используется для изготовления перчаток.

Нубук

Нубук - мелковорсистая кожа крупного рогатого скота (коровы или телёнка), похожая на замшу, бархатистая на ощупь.

Лаковая кожа

Лаковая кожа - гладкая кожа, покрытая сверху специальным лаком. Изделия из неё можно носить только при температурах от −10 до +25 градусов и только в сухую погоду.

Искусственная кожа

Искусственная кожа - это полимерный материал, применяемый вместо натуральной кожи для изготовления обуви, одежды, галантерейных и технических изделий. Её изготавливают путём нанесения на основу из ткани плёночного полиуретанового покрытия. Современные искусственные кожи - это сложные многокомпонентные композиционные полимерные материалы многообразного назначения и состава. В зависимости от того, какой полимер использован, в названии используется соответствующая приставка: эласто-(использованы эластомеры (каучуки)), винил- (поливинилхлорид), амидо- (полиамиды), нитро- (нитроцеллюлоза), уретан- (полиуретаны).

Варёная кожа

Варёная кожа - кожа растительного дубления, для повышения прочности прошедшая через погружение в горячую воду, в кипящий воск, или подобные вещества. Исторически такая кожа использовалось как броня и доспехи, из-за её твёрдости и малого веса, а также, в качестве сырья для книжных переплётов.

Веган

Веган - кожа растительного дубления, крупного рогатого скота или свиная толщиной от 1 до 3 мм. Предназначена специально для изготовления резных элементов, широко распространённых в субкультурах, среде байкеров, а также при изготовлении традиционных элементов костюма и обихода жителей запада США (ремни, сёдла, кобуры, ножны и т. п.).

Пергамент

Пергамент - кожа, получившая своё название от наименования греческого города Пергам. Это сыромятная кожа, выделанная из шкур ягнят, козлят, телят. Используется для изготовления музыкальных инструментов, например, барабанов, некоторых деталей машин, переплетов книг, а также женских украшений. В былые времена служила основным материалом для письма.

Сафьян

Сафьян - тонкая, мягкая кожа специальной выделки (растительного дубления), сумки и кейсы из которой стойки к появлению царапин и пятен и легко чистятся.

Спилюк (спилок-велюр)

Спилок (спилок-велюр) - слой кожи, полученный в результате слоения (шерфования). Служит для изготовления обуви, одежды, мебели. Мелкий спилок и спилковую обрезь (откраиваемые тонкие края) используют для приготовления технического желатина, клея и других продуктов растворения коллагена.

Чепрак

Чепрак - толстая, плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур крупного рогатого скота, взятых со спины животного. Является самым толстым видом натуральной кожи. Применяется при изготовлении седел и всех частей сбруи, ремней, кофров (музыкальных, дорожных и спортивных), украшений и аксессуаров.

Шагрень

Шагрень - кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкая, растительного или квасцового дубления, и жёсткая, являющаяся сырой кожей. Обычно производится из козьих, овечьих шкур. Разновидность шагрени - галюша - из сырых кож акулы или ската, которые имеют природную шероховатость.

Шеврет

Шеврет - прочная и эластичная кожа, произведенная из шкур овец посредством хромового дубления. Используется в текстильной промышленности, применяется при производстве верхней одежды, обуви и различных галантерейных продуктов.

Шеро

Шевро - мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз, а позднее и бараньих, овечьих и телячьих шкур, идущие на обувь. Применяется для пошива галантерейных изделий, сумок, портмоне или модельной обуви. Шевро производят в Испании и Италии.

Флотер

Флотер – это мягкая кожа, но достаточно плотная. Она идеальна для изготовления классических футляров, портмоне, кошельков, сумок, портфелей, визитниц и подобных изделий.

Чепрак

Чепрак - кожевенное сырье, самая плотная часть шкуры; используется для производства ремней.

Юфть

Юфть - толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур крупного рогатого скота, взятых с брюха животного. Кожа, очень прочная и даже говорят, что если кожаной курткой из юфти случайно зацепиться за шляпку гвоздя, то больше вероятности, что гвоздь вылетит из своего крепления, чем порвётся куртка. Чаще всего, применяется в обувном деле, в основном, для военизированных подразделений, охранных структур. Верх обуви получает практически бессрочную гарантию износоустойчивости.

Мадрас

Софти

СОФТИ - это классическая кожа, универсальная в своем применении. Прекрасный выбор и для обуви, и для кожгалантереи, так как кожа обладает всеми необходимыми характеристиками как по качеству, так и по прочности.

Мы перечислили для Вас почти все виды натуральной кожи, надеемся Вам было интересно!

Исходным сырьем для получения натуральной кожи являются шкуры крупного рогатого скота, свиней, овец, оленей, верблюдов, диких и морских (тюлень, кит, акула, морж) животных, а также рептилий (ящерицы, змеи).

Шкура состоит из трех слоев: наружного (эпидермис), среднего (дерма) и внутреннего (подкожно-жировой слой). Кожу получает из дермы, а два других слоя удаляют.

В коже различают лицевую сторону и изнаночную (бахтарму). Вид кожи определяют по мерее, расположенной на лицевой стороне кожи. Мерея представляет собой рисунок расположения следов от волосяных сумок, проявляющийся после удаления волосяного покрова.

Кожа имеет волокнистое строение. Основу кожи составляет белок коллаген, отдельные волокна которого, переплетаясь между собой, образует пучки волокон. Между волокна­ми и пучками имеется много пустот и капилляров, что обусловливает высокую пористость кожи.

Основными топографическими участками шкур (рис.) крупного рогатого скота, коз, свиней и овец являются: чепрак, вороток, полы, а конских - передина и хаз.

Рис. Топографические участки шкуры:

а - крупного рогатого скота; б - конской

Причина такого подразделения заключается в существенном различии свойств шкуры по указанным участкам. Наиболее плотным, прочным и равномерным по толщине является чепрак, из которого выкраивают ответственные детали обуви. Передина имеет рыхлое строение, поэтому используется для получения мягких кож, а хаз, как более плотный и толстый участок, идет для выработки жестких кож.

Ценность натуральной кожи обусловлена ее натуральными гигиеническими свойствами, красивым внешним видом, надежностью, растяжимостью и легкостью очистки. Из нее вырабатывают верх обуви, подошву и внутренние детали.

Основными этапами получения кожи являются: подготовительные операции, дубление, отделочные операции.

Подготовительные операции проводят с целью подготовки шкуры к дублению. Для этого шкуру обезволашивают - удаляют эпидермис вместе с волосом - и снимают с нее подкожно-жировой слой. Оставшийся слой (дерма) называют гольем и подвергают дублению.

Подготовительные операции включают: отмоку, золение, сгонку шерсти, мездрение, двоение, обеззоливание, мягчение. Обязательными операциями для всех видов кожи являются отмока, золение, сгонка шерсти, мездрение и обеззоливание. Двоение, чепракование, мягчение и пикелевание применяют для отдельных видов кожи.

Отмока проводится водой с добавлением антисептиков и ускорителей процесса. Удаляются консервирующие вещества, кровь и загрязнения.

Золение заключается в обработке шкуры щелочами или ферментами, что приводит к ослаблению связи эпидермиса и дермы, а также омылению и растворению жировых веществ.

Сгонка шерсти и мездрение предполагают удаление волосяного покрова, эпидермиса и подкожно-жирового слоя (мездры).

Полученный полуфабрикат, называемый голье, подвергают промывке, вторичному мездрению, обеззоливанию.

Обеззоливание способствует удалению из голья щелочей, при недостаточном удалении которых кожа получается сухой и ломкой.

При выработке мягких кож голье дополнительно подвергают мягчению препаратами, которые способствуют повышению мягкости, пластичности и гладкости лицевого слоя.

Кожи с повышенной толщиной подвергают двоению (рас­пиливанию на 2 слоя). Верхний слой спилок (лицевой) используют для изготовления лицевой кожи, нижний слой (бахтармяный) - для ворсовой и подкладочной кожи, а также кожи с искусственным лицом.

При выработке жестких подошвенных, шорно-седельных и других видов кож проводят чепракование голья, т. е. разрезают на чепрак, вороток и полы.

Дубление проводится дубящими веществами, в результате чего происходит скрепление смежных молекул коллагена и голье превращается в кожу. В отличие от голья кожа устойчива к действию бактерий и ферментов, меньше поглощает влагу; при намокании и высушивании меньше деформируется и сохраняет мягкость; имеет более высокую устойчивость к воздействию высоких и низких температур. Известны хромовое, жировое, алюминиевое, растительное и комбинированное методы дубления.

Хромовое дубление является наиболее распространенным методом. В качестве дубителей применяют комплексные соли трехвалентного хрома. Кожи хромового дубления обладают мягкостью, эластичностью, высокой температурой сваривания, гигроскопичностью, паро- и воздухопроницаемостью, стойкостью к истиранию. Однако они имеют недостатки: легко поглощают и пропускают воду, слабо держат тиснение, подошва из хромовой кожи при увлажнении становится скользкой. В процессе дубления кожи приобретают серую окраску.

Алюминиевое дубление придает кожам особую мягкость и тягучесть и применяется только для выделки лайки. Цвет натуральной лайки белый, но может окрашиваться в различные цвета. Недостатком является неустойчивость к действию воды: при намокании кожа раздубливается, а при высыхании становится жесткой.

Жировое дубление проводят жирами морских животных (тюленей, дельфинов, кашалотов), рыб и печеночными жи­рами трески. В результате дубления получают замшу - кожу желтого цвета с ворсовой поверхностью. Характеризуется мягкостью, тягучестью, шелковистостью на ощупь и водостойкостью.

Комбинированные методы дубления предполагают использование двух и более дубителей. На первом этапе голье обрабатывают хромовыми дубителями, на втором - смесью синтетических и растительных дубителей.

Использование синтетических дубителей придает кожам хроморастительного дубления эластичность, более светлую окраску и позволяет снизить их стоимость. Но при этом понижается водостойкость. Вырабатывают кожи для низа обуви и галантерейных изделий.

Хромоцирконосинтановое и хромтитаноциркониевое дубление предполагает использование циркониевых и титановых дубителей. Это позволяет получать кожу равномерной светлой окраски с более уплотненной структурой и устойчивую к влажно-тепловым и механическим воздействиям.

Отделка кож способствует удалению избыточной влаги, повышению плотности, жесткости, водостойкости, упругопластических свойств, а также улучшению внешнего вида.

Процедура отделки определяется назначением кож. Отделка кож для верха обуви включает операции:

    строгание - проводят со стороны бахтармы для выравнивания толщины кожи. В результате поверхность кожи становится гладкой;

    пролежка - способствует более равномерному распределению в коже дубильных веществ и усилению их связи с коллагеном;

    промывка - проводится с целью удаления дубящих веществ из наружных слоев кожи;

    жирование - увеличивает водостойкость, мягкость и прочность кожи. Проводится смесью жиров растительного и животного происхождения, парафином, моторным маслом и др. Назначение кожи влияет на количество вводимых жиров: для юфти - до 30%, кожи для низа обуви - 3-6%, для верха обуви - 3-8%;

    наполнение - повышает толщину, плотность, формоустойчивость и устойчивость к истиранию и влаге;

    разводка - позволяет разгладить складки и морщины на лицевой поверхности кожи и увеличить ее площадь;

    прокатка - увеличивает плотность и прочность, выравнивает толщину и улучшает внешний вид кожи для низа обуви;

    тяжка - производится на тянульных машинах и делает кожу более мягкой и эластичной;

    увлажнение путем опрыскивания кожи водной струей или погружением в воду - повышает пластические свойства и снижает жесткость кожи;

    крашение: барабанное и покрывное. Барабанное осуществляется в барабанах для сквозного окрашивания кожи. Такая окраска устойчива к механическим воздействиям и воде, но неравномерна: имеются пятна и полосы. Покрывное крашение позволяет устранить неоднородность окраски барабанного метода, скрыть мелкие лицевые дефекты, придать коже блеск и повышенную водостойкость. По природе пленкообразующего полимера покрывные красители подразделяют на белковые (казеиновые), нитроцеллюлозные, акриловые, полиуретановые и др.

Казеиновое покрытие прочно связывается с лицевым слоем кожи и сохраняет ее естественный вид. Однако покрытие имеет низкую водостойкость и механическую прочность.

Нитроцеллюлозное покрытие увеличивает водостойкость кожи, но быстро стареет, снижает гигиенические свойства и придает коже жесткость.

Акриловое покрытие улучшает внешний вид кожи, увеличивает водостойкость, эластичность, устойчивость к сухому трению и старению.

Лаковое покрытие осуществляется полиуретановым лаком, придает кожам красивый внешний вид, благодаря образованию зеркального блеска на поверхности. При этом резко снижаются показатели гигиенических свойств и при носке быстро появляются трещины.

    облагораживание - применяют для кож, имеющих пороки или некрасивый вид лицевой поверхности (свиные кожи, полукожник, бычок). Вначале шлифуют или срезают тонкий лицевой слой, затем наносят покрывную пленку, ко­торую подвергают тиснению. В результате кожи получаются с гладкой или рельефной поверхностью, искусственной мереей или художественным тиснением;

    шлифование - проводят для получения кож с ворсовой поверхностью (замша, велюр, нубук). Замшу шлифуют с двух сторон, велюр - с бахтармяной.(изнаночной) стороны, а нубук - с лицевой стороны.

Отделка юфти и кож для низа обуви состоит из следующих операций: строгание, пролежка, промывка, жирование, наполнение (импрегнирование), разводка, прокатка. Юфтевые кожи подвергаются интенсивному жированию и вводят 2б~30% жира для повышения водостойкости и мягкости. Красят кожи преимущественно в темные цвета.

Различие отделочных операций кож для верха и низа обуви заключается в режиме их выполнения.

Кожа относится к одному из самых древнейших материалов, который активно начал использоваться человеком. Самым древним ремеслом является обработка кожи. Из этого материала изготавливали очень много изделий, требующихся в повседневной жизни, начиная от примитивной обуви и заканчивая предметами обихода. Натуральная кожа

один из первых материалов, который начали применять для пошива одежды. Сегодня купить натуральную кожу намного проще, чем она доставалась нашим далеким предкам, которые и мечтать не могли о таком благе цивилизации, как интернет.

Процесс обработки натуральной кожи

Сырьем для изготовления натуральной кожи служат шкуры животных, которые подвергаются физической и физико-химической обработке. Для того чтобы шкуру животного можно было использоваться в качестве материала для пошива одежды, изготовления обуви, обивочного материала, она проходит три стадии обработки – подготовительный, дубление и финишную отделку. Но это три основные группы, на самом деле операций по обработке кожи порядка 20. На подготовительном этапе обработки принято использовать сульфат аммония, водную суспензию извести, поваренную соль, различные по своему назначению машины. На этом этапе убирают подкожно-жировой слой, волосяной покров, производят умягчение кожи.

Дубление

Основной операцией обработки шкуры является дубление. На этом этапе применяют синтетические и растительные дубильные вещества, соединения алюминия, хрома, различные композиции всех перечисленных веществ. Существует еще жировой метод дубления, при котором используются жиры с содержанием жирных кислот. С помощью такого получают популярную среди потребителей замшу. Отличительная черта хромированного дубления – срез зеленовато-голубого оттенка. Кожи, которые обрабатывались растительным дублением, имеют оттенки теплых тонов, от желтых до коричневых. После дубления кожа имеет вид, который свойственен готовой коже. На заключительном этапе производятся отделочные операции, благодаря которым она приобретает определенные свойства и внешний вид. При проведении отделочных операций кожа выравнивается по толщине, происходит ее окрашивание, сушка, лощение, тяжка и прессование. Кожа хромового дубления после окончания всех процессов обработки в большинстве случаев имеет гладкую поверхность.