Средняя группа детского пальчиковые игры. Картотека пальчиковых игр для маленьких детей: задания, цели, отзывы

Средняя группа детского пальчиковые игры. Картотека пальчиковых игр для маленьких детей: задания, цели, отзывы

Ну кто не помнит смешной стишок из детства «Мы писали, мы писали….»? Именно в этом стишке и отображена короткая суть и цель пальчиковых игр. Ведь все знают, что лучшее развитие для ребенка - с помощью развлечений. Детские пальчиковые игры - это не только радость и приятные ощущения для малыша, но и полезные знания, умения. С помощью этих нехитрых упражнений можно помочь ребенку в осознании окружающего мира и стимулировать развитие моторных навыков.

И, безусловно, эти игры - бесценное время, проведенное со своим крохой, которое никто и никогда уже не вернет назад, если оно будет упущено.

Цели и задания

Для детей - это способ занятий с ребенком, благодаря которому родители помогают своим чадам формировать речевые навыки, корректировать психоэмоциональное состояние. И в конце концов, это возможность весело и увлекательно провести вместе время.

Цель пальчиковых игр зависит от возраста ребенка - с годовалым малышом можно делать какие-то самые элементарные и простейшие движения, а вот с детками постарше в такие занятия уже вкладывается совершенно определенный посыл.

Разновидности пальчиковых игр

К примеру, можно рассмотреть несколько вариантов занятий с ребенком, зависящих от его возраста и развития. Естественно, на каждом этапе взросления для ребенка нужны совершенно различные как по целям, так и по результатам игры. Совсем маленьким больше требуется физический контакт, массажик, поглаживание, а детки постарше должны самостоятельно проявлять свои навыки, умения, разговаривать и высказываться. Поэтому для разных детей подходят разные игры.

Игры в год.

Игры в младшей группе.

Игры в средней группе.

Игры в подготовительной группе.

Вашему вниманию предлагается своеобразная картотека пальчиковых игр, где можно найти упражнения для любого возраста. Это поможет родителям увлечь маленьких проказников.


Игры для детей в годик

В таком возрасте сложно ожидать от ребенка каких-то особых осознанных действий, поэтому все пальчиковые игры для детей, которым около годика, не перегружены сложностью. В основном это простейшие стишки-развивалки. «Сорока-белобока» - эту сказку, наверное, знает каждый. Ну а кто из нас не играл в ладушки? Есть еще совершенно потрясающая игра «Зайчики»:

Раз, два, три, четыре, пять - вышли зайки погулять,

Пять, четыре, три, два, раз - в домик спрятались опять.

При этом все слова сопровождаются соответствующими движениями по сгибанию-разгибанию пальчиков. Конечно, в этом возрасте большое значение все-таки имеют тактильные ощущения и массаж, нежели смысл сказанных слов. Но в любом случае, произносить слова и текст необходимо очень четко, ясно, а движения делать синхронно со словами - иначе ребенок может просто запутаться. Пальчиковые игры в год не отличаются замысловатостью и достаточно просты.

Так можно играть в «Пальчики-грибочки». Поочередно беря каждый пальчик, нежно покачивая и прижимая к ладошке, нужно рассказывать «Этот пальчик в лес ходил. Этот пальчик грибок находил. Этот пальчик грибок чистил. Этот пальчик грибок жарил. А этот пальчик его съел - вот поэтому и потолстел».


Картотека пальчиковых игр в младшей группе

В зависимости от возраста детишки, посещающие дошкольное учреждение, с удовольствием делают упражнения с пальчиками, гимнастику и даже рассказывают сказки. Пальчиковые уже отличаются определенной сложностью. Все зависит от цели занятия - некоторые развивают речь, некоторые работают с координацией движений, а некоторые просто обучают - всему, что находится вокруг ребенка.

Например, несложная игра «Кошечка». Она начинается с того, что руки кладутся локтями на стол (ладошки сжимаются вместе), а во время этого стишка покачиваем руками и стучим пальцами друг о друга в соответствии со словами:

У кошечки нашей десяток котят,

И дружно котята по парам сидят:

Два толстых, два сильных, два длинных, два ленивых,

Два милых и самых любимых.

Или есть еще неплохая и очень полезная игра «Яблочко» для развития моторики рук:

Катится яблоко по огороду (рука сжимается крепко в кулак и крутится кисть)

И бултых - упало в воду! (рука с силой опускается вниз).

В этом возрасте игры переходят уже на совершенно другой уровень. Картотека пальчиковых игр в средней группе содержит достаточно сложные упражнения. Здесь уже можно подключать воображение ребенка и рассказывать более сложные сказки, включая работу с пальчиками и руками. Например, сказка «Футболист». В ней, в форме разминки, идет рассказ о встрече двух команд - зайчиков и ежиков (правая и левая). Игроки и капитан (большой палец) поочередно разминаются и здороваются - все в достаточно медленном темпе с несколькими повторениями.

Так же с малышами можно выполнять простейшие игры:

  • «Пароход» (ладони вместе, большие пальцы - труба парохода, который дымит и плывет).
  • «Фонарики» (ладошки разжаты вверх - фонарики горят, пальчики в кулачок - фонарики погасли).

Эти упражнения можно сопровождать смешными стишками и приговорками.

Так же можно играть в более длинные игры - к таким относится, например, «Комарики»:

Дарики, дарики - летели комарики.

Приставали, вились, приставали, вились - да и в носик впились.

В волосы вцепились, в ушко впились, в ручки вцепились…

Закусали совсем нас!

Прогоним комариков - кыш, кыш!

Таким образом можно изучить все части тела и очень весело провести время с малышами.


Подготовительная группа

Картотека пальчиковых игр в подготовительной группе должна содержать уже гораздо больше нагрузки - ведь дети учатся и готовятся к школе. Сюда можно включать и игры с пальчиками, помогающие детям выучить алфавит - каждая буква озвучивается стишками, которые, в свою очередь, обыгрываются пальчиками.

Также полезнейшим занятием будет изучение английских стишков, совмещенное с движениями ручек:

One little, two little, three little my fingers.

Four little, five little, six little my fingers.

Seven little, eight little, nine little my fingers.

Ten little fingers - friends on my hand.

Это простейшая считалочка, которая поможет деткам научиться считать пальчики и обучиться некоторым английским словам.

Помимо этого, можно делать простейшие физические упражнения, направленные на развитие моторики. «Смешные человечки» выполняются двумя детьми, которые стоят напротив друг друга.

Прыгали у речки смешные человечки (человечки бегут по «дорожкам» - ручкам малышей),

Бегали-скакали («бегут» по плечам, шее),

Солнце вызывали (поглаживание по щечкам).

Забрались на мосток (из рук делается мостик),

Забили гвоздок (постукивание кулачками).

И упали в речку (руками покачивание) - где же человечки? (пальчики прячутся под мышки).

Безусловно, полезнейшим занятием будет и обязательная зарядка для рук, помогающая расслабиться маленьким пальчикам после работы с карандашами и ручками. Эти же орудия обучения с легкостью можно использовать во время таких зарядок.

Картотека пальчиковых игр в подготовительной группе содержит уже более широкий комплекс упражнений - ведь детки растут, им нужны гораздо более интересные и познавательные занятия.


Несколько идей для пальчиковых сказок

Для деток постарше с легкостью можно устраивать настоящие пальчиковые представления, во время которых дети будут проявлять весь свой артистизм и характер. Чтобы было интереснее, можно предложить деткам сделать пальчиковые куклы своими руками из подручных материалов. Бумажки, клей, веселые рожицы, наклеенные на полоски бумаги - самый простейший пальчиковый театр. Или же можно связать настоящих кукол, которые надеваются на пальцы - чем не работа для маленьких мастериц? Ну а тем, кто любит потрудиться, всегда можно предложить из пластилина сделать замечательных пальчиковых кукол, которые долгое время будут развлекать всю группу. Так можно сделать простейшие игрушки - коровку, мишку, лягушку, свинку - а уже с ними придумывать всякие интересные сюжеты.

Если вы не знаете, что именно можно обыграть, - обратитесь к народным сказкам. "Колобок", "Маша и медведь", "Бременские музыканты", "Теремок" - играть и рассказывать эти сказки с ребятами будет очень увлекательно.

Но можно обойтись и без кукол - так даже будет интереснее, и маленьким пальчикам будет больше работы. К примеру, пальчиками можно рассказать любимейшую детскую сказку - "Репка". Именно пальцами и руками обозначаются все персонажи (дед с окладистой бородой, бабка с платочком, внучка с бантиком, пальчиками же изображаются и жучка с кошкой, и мышка). А затем руками рассказывается сказка - как дед садил репку, как вскапывал огород - ну и дальше по тексту.


Значимость игр с детьми

Полезность пальчиковых игр можно обосновать всего в нескольких пунктах, которые, однако, имеют колоссальное значение в жизни маленького человечка:

Разминка, физические упражнения.

Расширяют кругозор, развивают речь и мышление.

Культура речи.

- (поглаживание, растирание рук).

Повышение работоспособности такого важнейшего участка, как кора головного мозга.

Развитие различных психических процессов и снятие опасного симптома тревожности.

В любом случае не переживайте, если ребенок не сразу усвоит и сможет повторить те задания, которые вы ему предлагаете. Ведь те вещи, которые кажутся простыми и несложными взрослому, будут безумно тяжелыми для маленького человечка. Наберитесь терпения, регулярно проводите занятия - и результат не заставит себя ждать.


Заключение

Каждому родителю очень полезно будет иметь свою картотеку пальчиковых игр, которые помогут в развитии его маленькому проказнику, а также доставят незабываемые ощущения от общения с ребенком. Цените время, проведенное вместе, - ведь его на самом деле так мало - дети ужасно быстро растут.

Пальчиковые игры по теме: «Овощи»

«У Лариски – две редиски»
у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

«Капуста»

Что за скрип? Сжимать и разжимать пальцы

Что за хруст?

Это что ещё за куст? Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»

Покружить ими.

Как же быть без хруста? Сделать из пальцев шар

Если я капуста!

«Салат».
Мы морковку чистим- чистим,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

«Огород»
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки

«Овощи»
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка, Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

«В нашем огороде»

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

«Чищу овощи для щей » (вертикальные движения руками, словно отряхиваем земли)
Сколько нужно овощей?(пожимают плечами)
Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз! (выставляем большие пальцы рук)
Два! (указательные - другие в кулаке)
Три! (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка,(показать большой палец)
Выйди вон!(спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»

«Апельсин»

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

«На базар ходили мы»

На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются.
-мизинцы
-безымянные
-средние
-указательные
-большие
-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Этот пальчик – апельсин, (поочередно загибать пальцы)
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себ я)

«Палец толстый и большой»

Палец толстый и большой (поочередно загибать пальцы)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает. (поочередно разгибают пальчики из

кулачка, начиная с большого)

«Яблонька»

У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты.
На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе.
Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад.
Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус. Соединить запястья, ладони развести.

«Осенний сад»

Прекрасен наш осенний сад. (Идут по кругу.)

В нём слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки, (Поднимают руки вверх.)

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок (Машут руками.)

И желтый лист шуршит у ног. (Идут, шаркая ногами.)

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР для детей младшей и средней группы детского сада

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация" и "Музыка"
Цели: формирование речи, пространственного мышления, внимания, воображения и мелкой моторики рук. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
(3-5 лет)
«Прилетели гули»
Прилетели гули,
Гули – голубочки.
Махать руками, как крылышками.
Сели на головку,
На головку дочке.
Положить руки на голову.
Ты, моя дочурка,
Помаши ладошкой.
Кыш – кыш – кыш!
Махать кистями рук, «прогоняя гулю»
«Шаловливые пальчики»
Дети, подняв ладошки, играют растопыренными пальчиками.
Потом пальчики прячутся-
Дети сжимают пальчики в кулачки. Повторить несколько раз:
«Играют – прячутся, играют – прячутся»

«Ножками затопали»
Ножками затопали,
шагать чётко, на каждую четверть
Зашагали по полу
топают ножками
Топ, топ, топ,топ,топ,
Все ребята дружно стоп!
«Зайчики»
Спросить у зайчика: «Где, зайчонок, ты гулял?» и, держа игрушку в руках, ответить за него
Я под ёлочкой скакал
Вместе с новыми друзьями:
Белкой, мышкой, воробьями.
-Что же ты там делал
-Прыгал
-А как?
-Вот так.
Зайчик показывает детям, как надо прыгать: педагог, держа игрушку перед собой, прыгает на обеих ногах. Затем предлагает ребятам попрыгать под музыкальное сопровождение.
Дети прыгают на обеих ногах, руки свободны или согнуты в локтях. Можно на каждого ребёнка надеть заячьи ушки. Этот момент сразу повышает заинтересованность и активность детей.
«Бабушка»
Бабушка очки надела
Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно
И внучаток разглядела.
В «колёсико» приложить к глазам и посмотреть в «очки».

Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из разных пальцев.
Не торопить детей, если у них это не сразу получается.
Обязательно встряхивать кисти рук, чтобы сбросить мышечное напряжение .
«Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем,
Пальцы сжаты в кулачки
Крепко их потрём,
Тереть кулачком по кулачку
А потом повыжимаем, «Выжимаем бельё»
Мы платочки отожмём.
А теперь мы все платочки
Свободными пальцами
Так встряхнём, так встряхнём.
Кисти вверх, вниз.
А теперь мы их погладим,
«Гладим бельё»
Мы погладим утюгом.
Кулачок по ладони.
А теперь платочки сложим
Хлопать одной ладошкой
Эту стопку в шкаф положим.
Положить руки на колени.
«Кот Мурлыка»
Вот кот мурлыка ходит,
лёгкими, свободными кистями рук
выполняет движение«Кошечка»

Он всё за мышкой бродит
Мышка, мышка, берегись,
Погрозить пальчиком левой руки, затем правой.
Смотри, коту не попадись.
Сделать резкое движение пальцами обеих рук и сжать
«А-а-а-ам!»
пальцы в кулак.

«Наша бабушка».
Наша бабушка идёт
Шлепки по коленям лев., прав.
И корзиночку несёт.
«Корзиночка»
Села тихо в уголочек,
Руки на колени.
Вяжет деточкам носочек.
Вязать.
Вдруг котята прибежали
Кошечка.
И клубочки подобрали.
Где же, где мои клубочки,
Развести руками.
Как же мне вязать носочки?
Вязать.
«Тики-так»
/Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма./
(Исходное положение: все пальцы собраны в кулачок.
Педагог произносит в высоком регистре)

Тики-так, тики-так,
Указательные пальцы поднять вверх
Так ходики стучат.
И ритмично покачивать ими вправо-влево
(произносить в среднем регистре)

Туки-так, туки-так,
Пальцы широко, ладони друг к другу,
Так колёса стучат
скользить(в нижнем регистре)
Туки-ток, туки-ток
Сжать пальцы в кулаки и
Так стучит молоток.
Стучать кулачком по кулачку.
«Семья»
Этот пальчик-бабушка,
Указательным пальчиком левой руки дотронуться до большого пальца правой руки.
Этот пальчик-дедушка,
Дотронуться до указательного пальца,
Этот пальчик –мамочка,
Дотронуться до среднего,
Этот пальчик-папочка,
Дотронуться до безымянного,
А этот пальчик –я.
Дотронуться до мизинца.
Вот и вся моя семья!
Выполнить движение «фонарики» .
Дружная, крепкая!
Положить ладонь правой руки на ладонь левой руки и пожать её. Повторить, поменяв руки.

«Овечки»
На лугу стоят овечки,
Ушки, головой покачать.
Шерсть закручена в колечки,
Поочерёдно соединять с большим пальцем все остальные
А играет для овечек
(указательный, средний, безымянный и мизинец).
На свирели человечек.
Играть на дудочке.
«Раз, два, три, четыре, пять»
Сжимать и разжимать пальцы.
Вышли пальчики гулять.
Выполнять движение «фонарики».
Раз, два, три, четыре, пять.
Сжимать и разжимать пальцы.
В домик спрятались опять.
Сжать руки в кулаки.
«Побежали вдоль реки»
Побежали вдоль реки
Движение указательного и среднего пальцев обеих рук
Дети наперегонки.
по бёдрам и коленям (пальчики бегут)
«Капуста»
Что за скрип?
Сжимать и разжимать пальцы.
Что за хруст? Это что еще за куст?
Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»,
покружить ими.

Как же быть без хруста?
Сделать из пальцев «шар»
Если я - капуста!
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Мы морковку трем
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.
Мы капусту солим,
Движения пальцев имитирующие посыпание солью.
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
«Снежок»
Белый снег пушистый

В воздухе кружиться.
Выполнять круговые движения кистями рук.
И на землю тихо
Ритмично, плавно опускать руки вниз.
Падает, ложится.
А потом, а потом
Имитация сгребания снега.
Мы из снега слепим ком.
Выполнять движение «пирожки»
Ух!
Бросить снежок вперед.

«Шарик»
Надувают шарик быстро
Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку
Постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга.

Он становится большой.
Медленно развести руки в стороны.
Вдруг шар лопнул,
Хлопок в ладоши.
Воздух вышел,
Подуть на сложенные ладони.
Стал он тонкий и худой.
Снова собрать пальцы в щепотку.