Пальчиковая гимнастика от 1 3 лет. Материал (младшая группа) на тему: Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста

Пальчиковая гимнастика от 1 3 лет. Материал (младшая группа) на тему: Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста

Пальчиковая гимнастика

для детей от 1 года до 2 лет

Итак, вы уже знаете, насколько полезны ребёнку для его развития пальчиковые игры. Но, предположим, что на раннем этапе, до года, вы не играли с ребёнком в эти игры. И вот вы купили книжку пальчиковых игр и, в растерянности, поняли, что большинство из них сложны для годовалого крохи. Попытаемся помочь вам.

Ведь на каждом этапе развития у ребёнка развиваются разные зоны мозга, разные мышцы рук, поэтому использовать в малышковом возорасте игры для ребёнка 3-5 лет бесмысленно и даже нежелательно.
В возрасте 1-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.
Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

Игры-подготовки.
Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.

Эффективность использования пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях в детском клубе ни для кого не является секретом. Книг с текстами пальчиковых игр выпущено достаточно много. Но данное пособие предназначено именно для педагогов детских клубов!

Сентябрь

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –
Утром встали пальчики- маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.

ЕРШИ (Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)
Первичные игры:
Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.
Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.

Октябрь

ФРУКТЫ-ОВОЩИ
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!

ПОМОЩНИК:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,

ИГРУШКИ
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.

Ноябрь

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольная своими ребятами!

(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:
Здравствуй, котёнок!,
Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утёнок!
Здравствуй, забавный смешной поросёнок!

Или:
Кто у нас в лесу живёт?
вот-лисичка, вот, вот
Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..

Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.
Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.

ПО ГРИБЫ
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел, от того и потолстел.

Декабрь

ГОСТИ
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

КТО ПРИЕХАЛ?
Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.

СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

Январь

ДОЖДИК КАПАЕТ.
Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу.

ЁЛОЧКА.
Праздник приближается, ёлка наряжается:
Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
Звёздочки горят,
А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)
Конфетти кругом!

Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.
Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.
Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

(игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе)
У ЖИРАФОВ
У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)

Февраль

ПОЖАРНИКИ (игра-пробуждение, активизация)
Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)
и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)

КОШКА.

ДОМИК.

Потолок (потрогать лобик),

ПАУЧОК:
Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)
Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.

ПОМОЩНИК:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

Март

ШАЛУН (аналог всем известной сорок-вороны)
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

ПАЛЬЧИКИ
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
Усложнённые игры:

Апрель

ТРАНСПОРТ
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.

ПОСЧИТАЕМ .((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.

ЧАСЫ (эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.

Май

ПОМОЩНИК:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

ИГРУШКИ
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.

КОШКА. (игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)
Придёт кошка не спеша и погладит малыша.
-МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!

ДОМИК.
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)


В возрасте 1-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

· Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

· При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

· Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.
· Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

Игры-подготовки.

Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –

Утром встали пальчики- маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)


Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.

ЕРШИ (Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)

(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши

Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке

Круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке

Круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)

Первичные игры:

Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.

Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.

ШАЛУН (аналог всем известной сорок-вороны)
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

ФРУКТЫ-ОВОЩИ

Как у нашей Зинки

Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины

Фрукты есть в корзине:

Яблочко, груша,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы,

До чего ж красивы!

Посмотрите на ранет,

Вкуснее наших фруктов нет!

ПОМОЩНИК:

Посуду моет наш Антошка:

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

У Антошки есть игрушки:

Вот весёлая лягушка,

Вот железная машина.

Это мяч, он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка.

ТРАНСПОРТ

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

ПОСЧИТАЕМ.((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)

Один-два-три-четыре-пять,

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (с мизинца- к большому пальцу)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я так довольная своими ребятами!

(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:

Здравствуй, котёнок!,

Здравствуй, козлёнок,

Здравствуй, щенок!

Здравствуй, утёнок!

Здравствуй, забавный смешной поросёнок!

Кто у нас в лесу живёт?

Вот-лисичка, вот, вот

Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..

Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.

Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.

ПО ГРИБЫ
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

КТО ПРИЕХАЛ?

Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.

Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

ПАЛЬЧИКИ

У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Усложнённые игры:

ДОЖДИК КАПАЕТ.

Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу.

Праздник приближается, ёлка наряжается:

Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)

Звёздочки горят,

А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)

Конфетти кругом!

Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.

Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.

Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

(игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе)

У ЖИРАФОВ

У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)

ЧАСЫ (эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.

ПОЖАРНИКИ (игра-пробуждение, активизация)

Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)

И на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)

КОШКА. (игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)

Придёт кошка не спеша и погладит малыша.

МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!

ДОМИК.
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)

Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)

Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.

Поскорее подрастай

Погладьте ладошку малыша. Начиная с третьей строчки пестушки, большим и указательным пальцем своей руки точечно нажимайте на середину фаланги каждого пальчика малыша, от кончика к основанию и между пальчиками. Все пальчики массируйте по очереди 1-­2 раза.

Моя маленькая крошка
Подрастает понемножку:
Подрастает сильной­-сильной,
Как дубочек крепкой­-крепкой,
Словно лебедь белой-­белой,
Зайки серого резвее,
Птички певчей веселее.
(По мотивам эстонской песенки)

Сколько тебе лет

Хорошо, если малыш, отвечая на вопрос взрослого: «Сколько тебе лет? », покажет один или два пальчика (остальные пальчики прижаты к ладошке). Этому его должен научить взрослый.

Какой ты сильный

Покажите малышу, как сжимать пальчики в кулачок, а затем разжимать их. Ребенок не устанет показывать, какой он сильный, сжимая и демонстрируя маленький кулачок, сильно сжимая мамину или папину руку.

Игра с перышками

Несколько крупных куриных перышек (до 10) опустите в пустую пластмассовую прозрачную бутылку из­-под воды и закройте ее. (Бутылка должна быть не больше поллитровой.) Переворачивая бутылку, обратите внимание малыша на то, как медленно и плавно летят и опускаются перышки. Откройте бутылку и попросите малыша достать перышки. Сами они из перевернутой вверх дном бутылки не выпадают, их нужно будет доставать пальчиком. Сопровождайте действия малыша словами:

— Достань перышко. Вот какое беленькое, маленькое перышко. Курочка перышко (имя ребенка) подарила».

Игра со счетными палочками

Счетные цветные палочки и пустая, пластмассовая, прозрачная бутылка с узким горлышком из­под воды ­ вот что понадобится для этой игры.

Сначала дайте малышу рассмотреть палочки, их должно быть 5­10 штук, а потом предложите:

— Давай спрячем палочки в бутылку.

Покажите, как опускать палочки в бутылку. Объясняйте свои действия. Когда все палочки окажутся в бутылке, потрясите ее и прислушайтесь с ребенком к характерному звуку. Похвалите ребенка:

— Молодец, ты все палочки собрал (а), опустил (а) в бутылку. Давай теперь достанем их.

Возможно, малыш сам попытается сделать это.
А потом ребенок еще и еше раз захочет опускать палочки в емкости и доставать их оттуда. Позже можно усложнить это задание. Используйте бутылочки с более узким горлышком, а палочки можно заменить соломкой для коктейля или тонкими макаронами. Увеличение количества палочек тоже усложнит задание.

Мы делили мандарин

Очистите мандарин, разделите его пополам. Покажите ребенку, как разделять его по долькам, отрывая аккуратно двумя пальчиками каждую дольку.
Когда малыш научится разделять мандарин, предложите ему, отрывая каждую дольку, проговаривать, для кого она.

— Эта долька ­ для мамы, эта ­ для братика, эта ­ для куклы Кати, эта ­ для котенки т.п.

Пальчик — мальчик

Научите малыша самого показывать и загибать пальчики в ритме потешки:

Пальчик­ — мальчик,
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел,
С этим братцем
Песни пел.

Покажите малышу, как можно сделать баранку, соединив указательный и большой пальцы. Помогите ему научиться делать вначале одну баранку, а потом две, действуя двумя руками.

Игры с наручными куклами

Вам понадобятся куклы би­ба­бо, надевающиеся на руку, или маленькие куклы, которые можно надеть на палец. Наденьте куклу на руку (голова куклы указательный палец, ручки куклы ­ большой и средний пальцы), или на палец. Перемещайте ее перед малышом вправо­-влево, вверх-­вниз и по кругу. Пусть кукла поздоровается с ребенком, пожмет ему руку, погладит по голове, потанцует, размахивая ручками. Пока ребенок с интересом следит за куклой, но скоро он захочет надеть ее на свою руку и рассказать от ее имени что-­либо, повторить те движения, которые кукла выполняла в руках мамы или папы.
Прислушиваясь к «речи куклы», которую озвучивает Ваш малыш, можно многое узнать о чувствах и переживаниях ребенка.

Если надеть 2 куклы на обе ручки малыша, то куклы могут обниматься при встрече, целоваться, драться и мириться. Интерес к кукле, которую ребенок одушевляет, позволит удерживать руку и пальцы в определенном положении и выполнять при этом сложные движения, что без интереса к кукле было бы утомительно, а, может, и невозможно.

Коготки — царапки

Прочитайте ребенку стишок:

У белого котенка
Мягкие лапки.
Но на каждой лапке
Коготки­ — царапки!

Научите его изображать котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживайте одной рукой другую. Попросите малыша показать, какие мягкие лапки у белого котенка, поглаживая одну ручку другой. На третьей и четвертой строчке пальчики то сжимаются в кулачок, то разжимаются, т. е. котенок «выпускает» коготки­ — царапки.

Зайка, зайка, попляши!

Прочитайте ребенку стишок:

Зайка­зайка, попляши,
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять!

Научите малыша делать зайца из двух поднятых вверх пальчиков:

— Вот зайка ­- длинные ушки!.

Покажите, сгибая два пальчика, как шевелятся у зайчика ушки:

— Когда зайка пляшет, у него вот так шевелятся ушки!

Покажите, как зайчик пляшет ­ топает ножками («Зайчик может топать ножками!» ): два пальчика «топают» по столу. И еще раз прочтите стихотворение, иллюстрируя его движениями пальцев, а малыш пусть своими пальчиками «помогает» Вам.

Идет коза рогатая

Прочитайте ребенку потешку, изображая козу. Для этого выпрямите указательный палец и мизинец, получится «коза­ — рогатая».

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками ­ — топ­-топ!
Глазками ­ — хлоп-­хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает.

Чтобы усложнить игру, покажите, как коза идет (два пальца идут по дорожке и топают); коза хлопает глазками (четыре пальчика сгибаются и хлопают по ладошке, как реснички); коза бодается (выпрямленными указательным пальцем и мизинцем). Читая вновь стишок, побуждайте его совершать пальчиками нужные движения.


Из книги «Книга-мечта о наших ловких пальчиках, о ручках»

На сайте размещен фрагмент книги, разрешенный

Авторы статьи:
Софья Тимофеева, кандидат педагогических наук, соучредитель и генеральный директор детского эко-клуба «Умничка», автор многочисленных методических книг по развитию детей дошкольного возраста.
Анастасия Шевченко, профессиональный педагог и логопед, соучредитель детского эко-клуба «Умничка», автор многочисленных методических книг по развитию детей дошкольного возраста.

Приведенные в статье упражнения взяты из серии методических пособий С. Тимофеевой и А. Шевченко "Пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет", вышедших в 2012 году в издательстве «Ювента»

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Переоценить значение пальчиковой гимнастики достаточно сложно. Пальчиковые игры развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий. Ниже приведены примеры пальчиковых игр, ежедневное выполнение которых поможет развить память, повысит речевую активность малыша, научит ребенка концентрировать свое внимание и правильно распределять его.
Пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 2 лет
1. Кулачок
Этот пальчик - маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик - слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик - длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик - сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик - толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе кулачок!
2. В гости
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
3. Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочк
Пальчиковая гимнастика для детей от 2 до 3 лет
1. Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (Пошевелить пальчиками)
2. Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (Показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми
Ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения
Хвостиком).
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и
Шипим).
3. Торт
Тесто pучками помнем (сжимаем - pазжимаем пальчики)
Сладкий тоpтик испечем (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом (кpуговые движения ладошками по столу)
А веpхушку сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы пpисыплем тоpт немножко (сыплем «кpошку» пальчиками обеих pук)
А потом заваpим чай -
В гости дpуга пpиглашай (одна рука пожимает другую).
Пальчиковая гимнастика для детей от 3 до 4 лет
1. Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал. (Пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (Изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (Пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (Пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
2. Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем).
Много нас (пальцы растопыриваем),
А он один (показываем только один палец)
Эта долька для ежа (пальцы сложены все вместе в кулачок и отгибаем по одному пальчику – дольке),
Эта долька для стрижа (отгибаем следующий пальчик),
Это долька для утят (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для котят (отгибаем следующий пальчик),

Эта долька для бобра (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз и пальчики растопырены)
Он сердит на нас, бед (погрозить пальцем)!
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)!

Тычет рожками улитка (правая рука – большой палец придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец – прямые),
Заперта в саду калитка (тычет «рожками» в ладонь левой руки).
Отвори скорей калитку (левая рука «открывает» калитку),

Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).

Пальчиковая гимнастика для детей от 4 до 7 лет

1. Дни недели.

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие

Движения по столу)

В среду я пекла калач (печём «пирожки»)

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а

Указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне

Мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе).

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна
И тесно ей уже (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая..пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «БОМ!» (хлопаем)

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили («крошим хлебушек» всеми пальчиками),
С горки мы потом катались (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки),
А еще в снегу валялись (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной).
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки),
Съели суп и спать легли (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку).

Я столкнулась с проблемой, что мой сынок не любит пальчиковые игры, он вырывает ручки и пытается сбежать от меня как только я предлагаю ему подобные занятия. Вот нашла интересную статью про пальчиковые игры. надеюсь она поможет мне приучить ребенка к играм ручками.

Итак, вы уже знаете, насколько полезны ребёнку для его развития пальчиковые игры. Но, предположим, что на раннем этапе, до года, вы не играли с ребёнком в эти игры. И вот вы купили книжку пальчиковых игр и, в растерянности, поняли, что большинство из них сложны для годовалого крохи. Попытаемся помочь вам.
Ведь на каждом этапе развития у ребёнка развиваются разные зоны мозга, разные мышцы рук, поэтому использовать в малышковом возорасте игры для ребёнка 3-5 лет бесмысленно и даже нежелательно.
В возрасте 1-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

· Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

· При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

· Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.
· Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

Игры-подготовки.

Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –

Утром встали пальчики- маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)

Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.

ЕРШИ (Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)

(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши

Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке

круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке

круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)

Первичные игры:

Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.

Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.

ШАЛУН (аналог всем известной сорок-вороны)
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

ФРУКТЫ-ОВОЩИ

Как у нашей Зинки

Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины

Фрукты есть в корзине:

Яблочко, груша,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы,

До чего ж красивы!

Посмотрите на ранет,

Вкуснее наших фруктов нет!

ПОМОЩНИК:

Посуду моет наш Антошка:

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

У Антошки есть игрушки:

Вот весёлая лягушка,

Вот железная машина.

Это мяч, он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка.

ТРАНСПОРТ

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

ПОСЧИТАЕМ.((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)

Один-два-три-четыре-пять,

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (с мизинца- к большому пальцу)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я так довольная своими ребятами!

(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:

Здравствуй, котёнок!,

Здравствуй, козлёнок,

Здравствуй, щенок!

Здравствуй, утёнок!

Здравствуй, забавный смешной поросёнок!

Кто у нас в лесу живёт?

вот-лисичка, вот, вот

Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..

Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.

Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.

ПО ГРИБЫ
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

КТО ПРИЕХАЛ?

Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.

Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

ПАЛЬЧИКИ

У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Усложнённые игры:

ДОЖДИК КАПАЕТ.

Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу.

Праздник приближается, ёлка наряжается:

Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)

Звёздочки горят,

А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)

Конфетти кругом!

Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.

Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.

Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

(игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе)

У ЖИРАФОВ

У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.

У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)

ЧАСЫ (эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.

ПОЖАРНИКИ (игра-пробуждение, активизация)

Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)

и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)

КОШКА. (игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)

Придёт кошка не спеша и погладит малыша.

МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!

ДОМИК.
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)

Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)

Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.

стихи-потешки собраны педагогами студии "Арлекин"