Пальчиковая гимнастика в детском саду. Пальчиковая гимнастика для малышей

Пальчиковая гимнастика в детском саду. Пальчиковая гимнастика для малышей

Дорогие родители, тема этой статьи: «». И ниже представлены стихи и аудио Екатерины Железновой и Ермаковой С. О. для проведения пальчиковой гимнастики.

Пока малыш маленький, ему самому еще сложно выполнять пальчиковую гимнастику , поэтому любимая мама или папа могут ему в этом помочь, проделывая различные манипуляции с ручками и пальчиками ребенка.

Если Вы еще не знаете, что такое пальчиковая гимнастика, нужна ли она Вашему ребенку, какова ее польза и общие рекомендации к проведению занятий, читайте обязательно об этом всем в двух следующих статьях:

Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи и аудио)

Екатерина Железнова

Пальчиковые игры у Железновой идут от 1,5 года. Я незначительно адаптировала занятия, чтобы родители могли заниматься с ребенком до года. Так как пальчиковые игры с детьми до 1,5 лет проводятся, как показ или как пассивная гимнастика руки и пальцев ребенка. А детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе с родителями.

Выбирайте стишок, который понравиться Вам и Вашему малышу, а также подходит по возрасту ребенку, и наслаждайтесь веселой и полезной для здоровья пальчиковой гимнастикой:)

1. ЛАДОШКА

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

(дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.

(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки.

(осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

2. ПАЛЬЧИКИ

(1) Наш массаж сейчас начнём,

Каждый пальчик разотрём:

(1. растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей,

Этот пальчик — всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней,

(2) Вместе – это пять друзей

(2. погладить сразу все пальчики)

(3) Пальцы растянуть хочу,

Каждый пальчик покручу,

(3. взяв палец ребенка за кончик и приподняв, осторожно вращать)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей,

Этот пальчик — всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней,

Вместе – это пять друзей

(4) Каждый пальчик мы возьмем и

И сожмём, сжимаем, сожмём,

(4-поочерёдно пальчики в кулачок сожмём, начиная с большого)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей и т.д…

Вместе – это пять друзей

(погладить сразу все пальчики)

(5) Каждый пальчик мы возьмём,

На подушечку нажмём

(5. нажимаем кончиком указательного пальца на подушечку пальчика малыша)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей и т.д…

Вместе – это пять друзей

(погладить сразу все пальчики)

Так как стишок длинный, поочередно, на каждый новый куплет, работайте с разной ручкой малыша. А то, вдруг, ребенок посредине стишка уже не захочет заниматься, а так мы позанимаемся чуть-чуть, но с каждой ручкой:)

3. РИСОВАНИЕ

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Мы черту нарисовали.

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Мы волну нарисовали.

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Точки мы нарисовали.

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

(Мы рисуем на ладошке у малыша соответствующую фигуру, а затем слегка трясем ручкой. Сначала работаем с одной ручкой, а затем с другой)

4. ЧЕРВЯЧКИ

2 раза: Первый раз работаем с одной ручкой малыша, второй раз – с другой.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять

(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика)

Вдруг ворона подбегает,

(бежим своими пальцами по ладошке малыша)

Головой она кивает

(взрослый кивает головой)

Каркает, вот и обед

(закрываем все пальчики ручки малыша в кулачок)

Глядь, а червячков уж нет.

(раскрываем кулачок).


5. АПЕЛЬСИН

Мы делили апельсин.

Мы делили апельсин.

Мы делили апельсин.

Ведь много нас, а он один.

Эта долька — для утят.

Эта долька для котят.

Эта долька — для ужа.

А эта долька — для ежа.

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

(на каждую строчку стиха перебираем и разминаем пальчики малыша, от основания пальца к кончику, начиная с большого на 2-х ручках)

Он сердит на нас — беда!!!

Все разбегайтесь кто куда!

(в конце слегка потрясем ручками малыша)

6. ВОЛК

(1) Нам очень хочется сейчас, пойти гулять в лесочек,

(1. берем одну ручку малыша и читаем стишок)

И чтоб нас серый волк не съел,

(2) Пойдем вдвоем, дружочек

(2. прислоняем вторую ручку малыша к первой и сразу откладываем одну ручку в сторону)

(3) В час – волка нет

В два – волка нет

В три – волка нет

В четыре – волк бежит,

И громко рычит

(3. на каждую строчку стиха, пальчики второй руки по очереди покачиваем аккуратно вперед и назад)

7. ЛАДУШКИ

(1) Ладушки, ладушки,

Где были? — У бабушки!

Что ели? — Кашку.

Кашку — малашку.

Кашка — сладенька.

Бабушка — добренька.

Кашку поели, и полетели!

(1. хлопаем в ладоши, придерживая ручки малыша своими).

(2) Полетели! Полетели! Полетели! Полетели!

(2. взрослый имитирует руками крылья птиц)

(3) На головку сели.

(3. взрослый ладони кладет на голову малыша)

И снова запели…

(можно повторить сначала)

8. ДЕСЯТЬ МЫШЕК

(1) Одна мышка, две мышки, три мышки вышли,

Четыре мышки, пять мышек, шесть мышек вышли,

Семь мышек, восемь мышек, девять мышек вышли,

Десять мышек вышли погулять.

(1. Ручка сжата в кулачок. Сначала разгибаем пальчики по очереди на одной ручке, а затем на второй, начиная с большого).

(2) Десять мышек, девять мышек, восемь мышек только,

Семь мышек, шесть мышек, пять мышек только

Четыре мышки, три мышки, две мышки только,

Одна мышка, нет никого.

(1. Сначала сгибаем пальчики по очереди на одной ручке, а затем на второй, начиная с мизинца).


9. ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТВОЙ ДОМИК

Пальчик, где твой домик,

Как тебя зовут?

Я большой пальчик,

А дом мой тут.

Пальчик, где твой домик,

Как тебя зовут?

Я указательный

А дом мой тут.

Пальчик, где твой домик,

Как тебя зовут?

Я средний пальчик

А дом мой тут.

Пальчик, где твой домик,

Как тебя зовут?

Я безымянный,

А дом мой тут.

Пальчик, где твой домик,

Как тебя зовут?

Я мизинчик,

А дом мой тут.

(Когда поете песенку, разминайте пальчики малыша подушечками своих пальцев, начиная с большого, а на слово «тут», покачивайте слегка пальчик вперед/назад. Песенка повторяется 2 раза с каждой ручкой)

Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи)

Ермакова С. О.

У Светланы Олеговны Ермаковой пальчиковая гимнастика от года, поэтому я, как и в предыдущем случае, чуть-чуть адаптировала занятия пальчиковой гимнастика , чтобы родителям можно было заниматься с ребенком до года.

1. НА ЛУЖКУ

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли в садик погулять.

(1–2 строчки – взрослый пальцем своей руки считает пальцы на ручке малыша, слегка нажимая на подушечки)

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу.

(3–4 строчки – взрослый указательным пальцем своей руки выполняет круговые поглаживания ладони малыша).

Лепесточков ровно пять,

Раз, два, три, четыре, пять.

(5–7 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их)

Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.

2. ПОМОЩНИКИ

Всех помощников опять

(1–2 строчки – поглаживаем все пальчики малыша)

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал.

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

(3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения, взрослый пальцами своей руки растирает пальчики руки малыша, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец)

Затем повторяем все для другой руки.

3. СПОРТСМЕНЫ

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

(берем ручку малыша в свою)

Раз, два, три, четыре, пять -

(3–4 строчки – повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно пальцы малыша на двух ручках, начиная с мизинца)

Десять пальцев – как отряд,

(5–6 строчки – повторяем дважды и поглаживаем все пальчики малыша)

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

(7–8 строчки – повторяем дважды и сжимаем ладони малыша в кулачки, а затем разжимаем)

4. ШАЛУНЫ

Пляшут в кухне на стене

Солнечные зайчики,

(1–2 строчки – взрослый пальцами своей руки поглаживает ладонь малыша)

А у Маши расшалились

Маленькие пальчики.

(3–4 строчки – взрослый руками нажимает аккуратно на подушечки пальцев ручки ребенка)

Быстро бегают они

По Машиной ладошке.

(5–6 строчки – взрослый пальцами своей руки «бегает» по ладони малыша)

Успокойтесь, шалуны,

Отдохнем немножко!

(7–8 строчки – поглаживаем все пальчики малыша)

5. ТИМОШКА

Маленький Тимошка

Гладил ладошки.

(1–2 строчки – взрослый указательным пальцем своей руки круговыми движениями поглаживает ладонь руки малыша)

И у каждой руки

Сосчитал бугорки:

Раз, два, три, четыре, пять.

(5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого пальца малыша)

Раз, два, три, четыре, пять.

(7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки)

6. ЦВЕТОЧКИ

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается -

Цветочки раскрываются.

(1–4 строчки – раскрываем ладонь руки ребенка и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком»)

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

(5–6 строчки – сжимаем ручку в кулачок)

Сначала проделываем все действия для одной ручки, а затем повторяем для второй ручки.

7. ПЧЕЛКА

Пчелка села на цветок,

Распрямила хоботок,

Собрала пыльцы немножко

Прямо в сумочки на ножках.

(1–4 строчки – раскрываем ладонь и указательным пальцем руки выполняем спиралевидные круговые поглаживания по всей поверхности ладони малыша)

8. КУКЛА-НЕВАЛЯШКА

Кукла-неваляшка,

Пестрая рубашка,

По сторонам качается,

Всем мило улыбается.

(1-4 строчки – расправляем ладони малыша и наклоняем кисти рук то вперед, то назад).

9. ЦВЕТЫ

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

(1-4- синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами)


Веселых игр и здоровых малышей Вам!

Подготовила материалы: Акопджанян Е.В. (Мама Алена:))

Источники:

1. Екатерина Железнова «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…», «Музыка с мамой (Пальчиковые игры)» http://www.m-w-m.ru/

2. Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет».

3. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов».

Здравствуйте, дорогие читатели! А знаете ли вы, насколько полезна пальчиковая гимнастика для малышей? Что она дает детишкам? И как правильно предлагать крохе гимнастику? Для вас мы подобрали чудесные варианты пальчиковой гимнастики в стишках.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Пальцы, кисти и стопы - средоточие биологически активных зон, влияющих на организм. В восточной медицине веками развивается направление иглоукалывания, су-джок. В переводе значит «стопа - кисть». Древнеславянская медицина оставила в подарок удивительное искусство сплетения пальцев для улучшения здоровья и развития интеллектуальных способностей - мудры. Они помогают направить мысли в нужное русло, облегчить спазмы кишечника и даже снизить риск осложнений при инфаркте миокарда.

При иглоукалывании, воздействуя на определенные точки в заданной последовательности и определенным образом, специалисты способны за несколько сеансов избавить от бронхиальной астмы или гипертонии.

Воздействие на кисти, стопы и пальцы чрезвычайно важно для гармоничного развития малыша. Но как воздействовать правильно?

Пальчиковая гимнастика: примеры

Подходы и наборы упражнений зависят от возраста ребенка. Гимнастика проводится под чтение стихов. Так ребенок успокаивается, формирует положительную связь между голосом родителей и незнакомыми действиями.

Упражнения пальчиковой гимнастики в 1 год

В год и раньше малыш может не сразу схватиться за предмет, совершать странные движения. Это нормально, моторика (способность управлять движениями) развивается постепенно.

Друзья – садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
(Ладошку собираем в кулачок. Большой пальчик отгибаем, выпрямляем, потом сгибаем наполовину. И опять сгибаем, так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем теперь указательный пальчик, потом сгибаем-разгибаем)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Теперь сгибаем-разгибаем средний палец. При этом важно стараться не сгибать указательный и большой пальчики)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем еще и безымянный, стараемся не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем теперь мизинчик)

Улитка.

Выполняется 2 - 4 раза.
Держите ладошку малыша открытой, и своим пальцем «рисуйте» спираль по направлению от середины ладони крохи до основания пальчиков, захватывая также внутреннюю сторону большого пальца.
Сопровождайте игру таким текстом:
Улитка, улитка, улитка ползет.
Улитка в тележке конфеты везет.
Вообще пальчики сгибаются и разгибаются по 4 - 10 раз на каждой ручке.

Семейка

Начиная с большого пальчика, разминайте поочередно каждый пальчик ребеночка. Затем сгибайте их, приговаривая:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
(Прижмите кулачок к груди крохи)
Вот и вся моя семья.

Разминка

Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли в садик погулять (пальчиком одной ручки считаем пальчики на другой, слегка нажимая на подушечки)
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу (указательным пальчиком одной ручки выполняем круговые проглаживания ладошки другой).
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать (считаем пальчики в обратном порядке, поглаживая их).
Потом опять читаем стихотворение, и повторяем движения на другой руке.

Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните (расслабляем ручки и встряхиваем их),

Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики (обе ладошки с пальчиками, прижатыми друг к другу, приставляем к головке. Сгибаем несколько раз сомкнутые пальцы).



Пальчиковые упражнения и игры в 2 года

В этом возрасте чадо начинает разговаривать, строить первые фразы. Поэтому чтение ребенку стихов особенно важно. Более того, важно дальнейшее развитие моторики. Для этого давайте малышу рвать ненужные бумаги, мять разную ткань, щупать мешочки с песком и камушками. Если этого не делать, отпрыск доберется до бумаг и мелких предметов в самом неподходящем месте и в максимально неудобное время.

Пальчиковая гимнастика “Сорока-Ворона”

Сорока-ворона
Кашу варила
Деток кормила. (загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
…а этому не дала
Ты дров не рубил
Воды не носил..

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимаем и разжимаем пальчики в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопаем)
– Вот, вот, вот! (ручки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопаем)
– Вот, вот, вот! (показываем нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопаем)
– Вот, вот, вот! (показываем руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопаем)
– Вот, вот, вот! (показываем ушки)

ВОРОНА

У вороны голова, (руки на голове)
ва-ва-ва-ва (хлопаем 4 раза)
Клюв и крылья, (ручки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги, (ручки за спиной, топаем),
оги-оги-оги-оги (хлопаем 4 раза)

МАШИНКА

Заведу мою машину (включаем «мотор»)
– Би-би-би, налью бензину. (хлопаем 3 раза, топаем)
Крепко-крепко руль держу («держим руль»)
На педаль ногою жму. (топаем правой ножкой).

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз (ручки в «замок», вращаем большие пальцы)
Прицепил вагон, повез (сцепляем указательные пальцы).
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой (руки покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладошки смыкаем углом (нос)).
Крепко я держу штурвал («держим штурвал»)
Я ведь главный капитан (хлопаем 4 раза).

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, (сидя на пятках, вращаем руками)
Мы не дети, мы пилоты (хлопаем 4 раза)
Руки – нос, и руки – крылья (показываем «нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья (встать, разбежаться, руки изображают крылья).

КОШКИ – МЫШКИ

Вот кулак, (показываем кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрываем пальцы, ладонь вверх)
На ладошку села кошка. («когти» правой руки водят по ладони левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибаем по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращаем кулак)
В норки быстро разбежались (прячем кулак под правую подмышку)

Пальчиковая гимнастика в 3 года

В этом возрасте ребенок уверенно (хоть и не всегда правильно) держит ложку, умеет обращаться с вилкой и чашками разного размера. Давайте чаду эти предметы почаще. Давайте чаду рвать и мять.

Клен

Ветер тихо клен качает, (пальчики растопырены, тянем их вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошки вправо-влево)
Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки, низко-низко)
Зашумел листвою клен. (шевелим пальчиками)

Кораблик

По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека, (складываем руки лодочкой, делаем волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальчика)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, показываем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаются к голове, изображаем кошачьи когти, шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаются-разжимаются пальчики)
Сладкий тортик испечем. («мнем тесто»)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку - сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальцами обеих рук)
А потом заваpим чай -
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

МОЕМ РУКИ

1. «Моем руки» (ритмично потираем ладошки, имитируя мытье рук).
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
2.«Стряхиваем водичку с рук» (пальцы сжаты в кулак, с силой вы¬прямляем пальчики, как бы стряхивая водичку).
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
3.«Вытираем руки» (энергичные движения имитируют вытирание каждой руки полотенцем).
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро

Игра: «Крестики»

Цель: Развить мелкие мышцы пальчиков, координацию и слуховое восприятие ребенка. Для проведения игры спе¬циального оборудования не требуется.
Проведение игры: При чтении стихотво¬рения показывайте малышу, как можно делать из пальчиков нолик, а как - крестик.
У меня на столике
Крестики и нолики,
Захотел Илья Пятков
Сделать их из пальчиков,
И фигурки у него
Получаются легко.
Захотите - научу
Девочек и мальчиков
Делать их из пальчиков?
Чем старше становится чадо, тем сложнее должны быть упражнения. Например, нолики и крестики можно делать с помощью всех пальцев (а не только большого и указательного).

ФОНАРИКИ

Поочередно сжимаем и разжимаем пальцы рук на счет «раз-два».
На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.
На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты.
Выполняем упражнение сначала медленно, потом ускоряем темп. Упражне¬ние можно выполнять сначала на счет, а затем - сопровождая движения такими строчками:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!

Игра «Шалунишка»

Цель: Развить мелкие мышцы пальчиков ребенка, улучшить координацию движений и мышление.
Проведение игры: Посадите малыша перед собой и, читая стихотворение, показывайте движения, которые необходимо совер¬шать. Если у крохи не получается повторить ваши действия, возьмите его руки в свои и помогите. Через некоторое время ребенок будет са-мостоятельно повторять действия за вами.
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила (чертим круговые линии на ладошке).
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала (загибаем пальцы),
А этому не дала. Он много шалил,
Свою тарелку разбил (покачаем мизинчик).

ПЕЧЕМ БЛИНЫ

Вариант 1.
Попеременно касаемся поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.

Вариант 2.
а) левая рука касается ладонью стола, а правая рука - тыльной стороной;
б) смена позиции. Теперь руки меняются.
Упражнение можно выполнять на счет «раз-два» или со стихами.

Надеюсь, наша подборка придется по вкусу вам и вашим детишкам!

Счастья вам и радости!

Друзья, если вам нравится статья, пожалуйста, поделитесь ею со знакомыми, нажав кнопочки соцсетей. Вдруг кому-то это будет очень нужно? И не забывайте подписываться на обновления блога – здесь вас ждет много всего интересного!

С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.
Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребёнка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики. Детки старше года будут стараться повторять за вами более сложные движения.

Рыбки

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся (пальцы рук очень плотно сжимаются),
Разожмутся (пальчики сильно растопыриваются в стороны),
То зароются в песке (сложив пальчики, руками поочерёдно совершаете движения, как будто раскапываете песок).


Гус
и

Гуси, гуси!
- Га! Га! Га! (пальцами рук показывайте открывающиеся клювы)
- Есть хотите?
- Да! Да! Да! («клювы» кивают вверх и вниз)
- Ну, летите!
- Нет! Нет! Нет! («клювы» качают из стороны в сторону)
Серый волк под горой, не пускает нас домой! (погрозите указательным пальцем).

Гречневая каша

Это - ложка (покажите ложку ладонью правой руки) ,
Это - чашка (покажите чашку ладонью правой руки) ,
В чашечке - гречневая кашка (загляните в "чашку”) ,
Ложка в чашке побывала (сделайте вид, что кушаете выдуманную кашку) -
Кашки гречневой не стало.



Сорока

Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

или, как вариант:

Этому не дала:
- Ты воды не носил, дров не рубил, каши не варил. Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
Постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их) .
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).

Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз .

С ветки ягодки снимаю (пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимаете с него воображаемую ягодку).
И в лукошко собираю (обе ладошки складываете перед собой чашечкой).
Будет полное лукошко (одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой тоже сложенной ладошкой).
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть (одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаём воображаемые ягодки и отправляем их в рот).
Легким будет к дому путь! (имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).

Пальчик-мальчик

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему (от указательного до мизинца):
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
С этим - в дудочку дудел.

Этот пальчик

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - матушка,
Этот пальчик - батюшка,
Ну а этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.


Пальчики

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.


Зайка

Средний и указательный палец – ушки зайки,
остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
Скачет, скачет зайка.
- Ты его поймай-ка! (ребёнок ловит "зайку" другой рукой, или «зайки» ловят друг друга).

Осьминог

Восемь пальчиков для ног -
Получился осьминог.
- Сколько ног у осьминога?
- Много-много!
(Всеми пальчиками, кроме больших, ребёнок изображает щупальца осьминога, соединяя внутренние стороны ладошек).


Улитка

На одной скользящей ножке
Домик, голова и рожки.
- Дай-ка пальчики сюда!
- То не пальчики - рога (изображаем пальчиками рожки улитки).


Кошка

Как у нашей кошки
Беленькие ножки,
Мяконькие лапки,
Ноготки-царапки (ступаем "ножками"-пальчиками мягко, по-кошачьи).
- Поцарапаем немножко,
Не ребята мы, а кошки.


Мышка

Как у нашей мышки
Ножки-коротышки.
Ножки мышкины спешат
К сырной корке - и назад (изображаем пальчиками мышкины ножки).


Солнышко

Ножки вверх! Ножки вниз! (Указательным и средним пальцами взмах вверх, потом опустить вниз)
Солнце, солнышко, качнись! (Пальцы вниз и качаем кистью из стороны в сторону)
Солнце с тучкою качнулось.
И Трезорке улыбнулось (пальчиками изображаем ножки Трезорки).

Солнышко

Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло (п альчики разгибаются по одному) .
Стали лучики светить (шевелить пальчиками)
Малых деток веселить
Прилетели тучки -
Спрятались лучики (п альчики прячутся в кулачок).



Жук

Шесть мелькает ножек-рук -
Это убегает жук.
- Ты куда? - но нет ответа.
Жук в траве укрылся где-то (изображаем пальчиками лапки жука, быстро передвигая ими по столу).


Черепашка

Сколько пыли, сколько сора,
До дверей дойду не скоро, -
И вздыхает тяжко
Наша черепашка (передвигаем пальчики одной руки медленно, как будто это ножки черепашки, а другой рукой изображаем её панцирь).


Мишка

Мишка топает ногой,
Мишка топает другой,
Ух, как веселится
В доме половица! (Топаем "ножками"-пальчиками).
А пока танцует Мишка,
Мы похлопаем в ладоши.
Вместе с лисонькой-плутишкой
Будем зрителями тоже (хлопаем в ладоши).


Журавли

До свиданья, до свиданья,
Возвращайтесь поскорей! -
Провожаем, провожаем
В путь-дорогу журавлей (машем ручкой вслед птицам).
Крылышками машем:
- До свиданья, Маша!
Полетели мы на юг,
Вспоминай нас, добрый друг! (Ладошками изображаются крылья птиц).

Козёл

Вот какой козёл рогатый! -
Рожки делают ребята. -
Вот какие рожки
У козла Тимошки!
Встрече Тимофей не рад -
Грозно смотрит на ребят.
- Уходите, вас не знаю,
Забодаю, забодаю! (Пальчиками изображаются козлиные рожки).

Рак

Как хватает рыбу рак?
- Да клешнёй своей - вот так!
Манит он своей клешнёю:
- Пощипаемся с тобою!
(Двумя пальчиками изображается движение клешни рака).



Слоник

Слоник, апельсин подай!
- Угощайся, попугай!
Слоник очень-очень рад,
Что сильнее всех носат (пальчиком изображается хобот).

Слоник

В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.

Козочка

Шёл старик дорогою (идти пальчиками по столу),
Нашёл козу безрогую (показать пальчиками рога):
- Давай, коза, попрыгаем (постучать пальчиками по столу),
Ножками подрыгаем.
А коза бодается (снова показать рога),
А старик ругается (

Киска

Киска ниточки мотала (вращать руками, как бы наматывая нить на клубок)
И клубочки продавала (вытянуть обе ладони вперёд).
- Сколько стоит?
- Три рубля. Покупайте у меня! (Показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони).

Лошадка

Одной рукой я травку рву (выполнять хватательные движения поочерёдно левой и правой руками),
Другой рукой я тоже рву.
Я травкой накормлю коня (вытянуть руки вперёд),
Вот сколько пальцев у меня! (и повернуть ладонями вверх).


Ой, ладушки

Ой, ладушки-ладушки, испечём оладушки!
(делать движения руками, как будто лепите пирожки)
На окно поставим, остывать заставим.
А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помощник

Топором дрова колю (имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз),
А потом пилой пилю (имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперёд-назад).
Отнесу их бабушке (показать ладоши),
Чтоб испечь оладушки (похлопать ладонями друг о друга).

Дом

Молоточком я стучу (постукивать кулачками друг о друга),
Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук).
Строю я высокий дом (поднять выпрямленные ладони вверх),
Буду жить я в доме том (похлопать ладонями).



Тесто

Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики),
Сладкий тортик испечём (как будто мнём тесто),
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола),
А верхушку - сладким кремом.
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыпать "крошку" пальчиками обеих рук).
А потом заварим чай (движения рукой, будто наливаем чай в чашку) ,
В гости друга приглашай! (Движения ладошкой к себе) .



Капуста

Мы капусту рубим, рубим (говорить ритмично, руками показывать, как мы рубим капусту),
Мы морковку трём, трём (ручками показывать, как мы трём морковку),
Мы капусту солим, солим (пальчики щепоткой - солим),
Мы капусту мнём, мнём (ручками "мнём" капусту).


Отдыхаем

Мы сегодня рисовали (имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой),
Наши пальчики устали,
Наши пальчики встряхнём (встряхивать кистями),
Рисовать опять начнём (снова имитировать рисование).


Дружба

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание мизинцев обеих рук):
- Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдное касание одноимённых пальцев обеих рук, начиная с мизинцев),
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

Отдохнём

Наши пальчики проснулись,
Потянулись, потянулись… (выполняем эти движения)
И встряхнулись… (выполняем движение)
По ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот),
Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали (изобразите эти движения)
И устали. Сели отдыхать (потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени).

Прятки

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали.


Дождик

Дождик, дождик, поливай (указательным пальцем постукивать по ладони другой),
Будет хлеба каравай (образовать перед собой круг руками).
Будут булки, будут сушки (похлопывать поочерёдно одной ладонью о другую),
Будут вкусные ватрушки (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

Строим стенку

Строим стенку,
- Выше, выше (прямые ладони держим горизонтально перед собой. Мизинец каждой руки смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди. Поочерёдно «нижнюю» ладонь кладём на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку).
- Добрались уже до крыши! (к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конёк – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья).
- Чья крыша выше?
- Выше, выше, выше! (Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками)
- Прорубили мы окошко,
И дверку для кошки,
И дырочку для мышки:
- Пи-пи-пи-пи–пи! (Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырёхугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском).

Квасим капусту

Это что ещё за куст? (Стоя, руки перед грудью в «замке»)


Это что еще за хруст? (Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаём хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…)
- Как же мне без хруста («капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой),
Если я – капуста?
Мы капусту рубим, рубим («рубим капусту» на поверхности воображаемого стола рёбрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте),
Мы капусту солим, солим (обе руки сложены щепотью и «солят»).
Мы капусту мнём, мнём (сжимаем и разжимаем кулаки),
А морковку трём, трём (трём ладони одну о другую – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой).
Всё перемешаем! (Перемешиваем – в горизонтальной плоскости).
В бочки набиваем (ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти).
В погреб опускаем (в таком же положении глубоко наклоняемся и кладём на пол сложенные ладони).
- Эх, вкусная капуста! (Выпрямляемся и гладим себя по животу).

Улитка

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая её накрывает – это раковина улитки.
- Улитка-улитка,
Отвори калитку,
Выходи из дома,
Будем знакомы! (Когда четверостишие прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки).

Улитка-улитка,
Высуни рога,
Дам пирога! (Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмёте мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребёнок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте).

Улитка-улитка, пошли гулять! (На этих словах улитка ничего не делает – она слушает Вас и решает, что ответить).
- Поползли, поползли, поползли… («Улитка» ползёт по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла).
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитка!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете всё то же самое, руки меняются ролями.

Гусеница

Гусеница, гусеница (ладонь одной руки «ползёт», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли),
Бабочкина дочка («ползёт» обратно к плечу по внешней стороне руки),
По травинкам ползает (то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»),


Кушает листочки (и по другой стороне обратно):
- Ам! (Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями).
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Ам!
Поела (останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)…
Спать захотела (одна сжимается в кулачок, другая её накрывает – держит кулачок, как яблоко).
Проснулась (постепенно расправляем ладони)…
Бабочкой обернулась! (Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки)
Полетела, полетела, полетела! (Машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот. Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль).


Круговорот воды в природе

Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап (барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно).
- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль (бежим или поочерёдно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам).
- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течёт, жур-жур, жур-жур, жур-жур (ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течёт по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать)
И в море большое-большое-большое впадает… (разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведём руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди).
А с моря в жару пар поднимается (рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаём, тянемся за руками вверх),
К небу летит и в тучки превращается.
А из туч дождик идёт (тучку изображают сцепленные над головой руки):
- Кап-кап

и т.д.

Ещё упражнения для развития мелкой моторики рук .

Учеными доказана взаимосвязь между речью и двигательными функциями рук. И для того, чтобы ребенок хорошо научился говорить и в будущем легко обучался письму, необходимо применять для пальцев, сопровождающиеся речью и звуками. Для правильного обучения разработана пальчиковая гимнастика для малышей. Она способствует лучшему развитию мелкой моторики и речи, а также является дополнением к приятному общению с родителями.

Пальчиковая гимнастика в стихах

В пальчиковой гимнастике для детей необходимо применять стихотворения и музыкальные звуки. Можно стихи распевать на знакомые вам мелодии, или воспользоваться специальными образовательными музыкальными аудиозаписями. Ритм и рифма хорошо запоминается малышом и положительно влияет на его нервную систему, оказывая успокаивающее действие. К тому же во время проведения таких упражнений родитель поглаживает, трогает, щекочет и обнимает малыша, а это благотворно влияет на его психоэмоциональное состояние.

Начинать заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми до года можно и даже нужно. Специалисты считают, что самый подходящий возраст – с 6 месяцев жизни, начинать можно с небольшого массажа, простого поглаживания, перебирание пальчиков по несколько минут ежедневно. С 10-11 месяцев можно проводить уже более активные упражнения.

«Пальчики»

Наш массаж сейчас начнем,

Каждый пальчик разотрем:

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей,

Этот пальчик - всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней,

(растирайте при этом каждый пальчик, от основания до кончика, начиная с мизинца)

Вместе – это пять друзей

(погладьте ладошку со всеми пальчиками сразу)

Пальцы растянуть хочу,

Каждый пальчик покручу,

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей,

Этот пальчик - всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней,

(аккуратно берите за кончик каждый палец, приподнимая его, осторожно покрутите туда-сюда)

Вместе – это пять друзей

(опять погладьте ладошку и все пальцы)

Каждый пальчик мы возьмем и

И сожмем, сожмем, сожмем

(сжимаем),

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей и т.д.

(начиная с большого пальца, сжимайте ладошку в кулачек)

Вместе – это пять друзей

(погладить, как в предыдущие разы)

Каждый пальчик мы возьмем,

На подушечку нажмем

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей и т.д…

(указательным пальцем слегка нажимайте на подушечки пальцев ребенка)

Вместе – это пять друзей

(погладьте все пальчики)

Для того, чтобы малыш не устал (потому что стишок довольно длинный), на каждом куплете меняйте ручку ребенка и рассказывайте его мелодично весело, а не монотонно.

«Ладошка»

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(медленно проводите согнутым пальцем по ладошке ребенка, имитируя волны)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

(перебирая кончиками пальцев, дотрагивайтесь до ладошки)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(пальцем «рисуйте» квадрат, кружок или треугольник и т.д.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.

(сжатым кулаком, потрите ладошку малыша)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки.

(плавно переступайте по ладошке указательным и средним пальцем)

Этот стишок довольно короткий и нужно повторить упражнения на второй ручке.

«На лугу»

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли в садик погулять.

(своим указательным пальцем пересчитываете пальцы на ручке ребенка, слегка надавливая на подушечки)

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу.

(своим пальцем делаете круговые поглаживания ладони).

Лепесточков ровно пять,

Раз, два, три, четыре, пять.

(считаем пальчики ребенка, при этом поглаживая их)

После проделанного упражнения меняете ручку малыша и повторяете стишок с движениями заново.

Интерес ребенка к игре проявляется и удерживается в зависимости от ее подачи родителем. Так, пальчиковая гимнастика для грудничков должна проходить в ласковом и спокойном темпе, с бережными и осторожными прикосновениями. А для детей старше трех лет необходимо добавить выразительную и добрую мимику. И, конечно же, стих необходимо знать наизусть, а не читать с листочка.

Известная нам всем народная пальчиковая гимнастика для малышей, это: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая» и т.п., может также послужить веселым разнообразием в этих занятиях.

Замечательно воспринимается детками пальчиковая гимнастика под музыку. Есть специальные издания в СD-записях, которые содержат интересные распевки, подвижные игры и музыкальные упражнения. Создаются подобные программы авторами в логопедических детских группах для коррекционной работы. В этих упражнениях тесно связаны пение, музыка и движения, такой тандем позволит развить у ребенка чувство ритма, просодическую речь, а также воображение.