Пальчиковая гимнастика для средней группы. Картотека пальчиковой и артикуляционной гимнастики в средней группе

Пальчиковая гимнастика для средней группы. Картотека пальчиковой и артикуляционной гимнастики в средней группе

Пальчиковая гимнастика "Осенний букет"

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать:
Литсья березы,
Лисьтя рябины,
Листики тополя,
Листья осины.
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.

Массаж тела "Дождь, дождь..."

Дождь, дождь,
Надо нам расходиться по домам.
Гром, гром, как из пушек,
Нынче праздник у лягушек.
Град, град, сыплет град,
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.

Пальчиковая гимнастика «Щи-талочка» (В. Бородицкая )


Чищу овощи для щей,

Хлопают в ладоши.

Сколько нужно овощей?

Разводят руки в стороны.

Три картошки,

Загибают три пальца на левой руке.

Две морковки,

Загибают два пальца на левой руке.

Луку полторы головки.

Загибают три пальца на правой руке.

Да петрушки корешок,



Да капусты кочешок,

Загибают один палец на правой руке.

Потеснись-ка ты, капуста,

Ладонями отодвигают «капусту» в стороны.

Раз!

Выставляют большие пальцы.

Два!

Выставляют указательные пальцы.

Три!

Выставляют средние пальцы.

Огонь зажжен.

Хлопают в ладоши.

Кочерыжка,

Правой рукой показывают в центр круга.

Выйди вон!

Правой рукой показывают на дверь.

"Ножки, ножки, где вы были?"

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Пальчиковая гимнастика "Овощи"

Раз, два, три, четыре, пять

Раз - капуста,

Два - лучок,

Три - румяный кабачок.

Четыре - свекла,

«КОМПОТ»

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным

Фруктов нужно много. Вот: пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

Н. Нищева

«ЗА ЯГОДАМИ»

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)

За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

«ИГРУШКИ»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши стучат кулачками.)

«ГНОМИКИ П РАЧ К И»

Жили-были в домике (Дети сжимают и разжимают

Маленькие гномики: кулачки.)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибают пальчики, начиная

с больших.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.)

Стали гномики стирать: (Трут кулачки друг о друга.)

Токи - рубашки, (Загибают пальчики, начиная с больших.)

Пики - платочки,

Лики - штанишки,

Чики - носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Пальчиковая гимнастика

Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название обуви загибают по одному пальчику,

Для Наташки и Сережки, начиная с боль шого.)

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Н. Нищева

«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих

Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого).

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают стучат кулачками).

Много мебели в квартире.

Н. Нищева

«ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики,начиная с большого.)

Мы с тобой снежок («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной

очень гладкий ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз - подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)

Два - поймаем. (Ловят воображаемый снежок.)

Три - уроним (Роняют воображаемый снежок.)

И. сломаем. (Хлопают.)

Н. Нищева

«МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять («Идут» по столу указательным и сред ним пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом (Ведут указательным пальцем правой катались, руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

Н. Нишцева

«КОРМУШКА»

Сколько птиц к кормушке (Ритмично сжимают и разжимают ку лачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному

Шесть щеглов и голубей, пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают ку лачки.)

Н. Нищева

«ЕЛОЧКА»

Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка

«елочки».)

Шишечки, иголочки. (Кулачки, указательные пальчики выставлены.)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев ; обе ладони сложены,

Пальцы сжаты.)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.)

Н. Нищева

«УТОЧКА»

Шла уточка бережочком, («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (Загибают безымянный палец; большой палец.)

И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого. (Загибают указательный палец.)

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками

Продает она орешки. друг о друга попеременно.)

Лисичке - сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

«ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН?»

Что принес нам почтальон? (Сжимают и разжимают кулачки.)

С толстой сумкой ходит он. («Шагают» пальчиками по столу.)

Перевод, журнал, газету, (На каждое наименование загибают по

В бандероли - две кассеты одному пальчику, начиная с большого.)

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга

Попеременно.)

Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран

Настоящий великан.

Сколько вместе? (Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.)

В. Волина

«КАП, КАП, КАП»

Кап, кап, кап капель (Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев , начиная с большого.)

Приближается апрель.

«КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ»

Как у нас семья большая (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками

Да веселая. попеременно.)

Два у лавки стоят, (Загнуть большие пальцы на обеих руках.)

Два учиться хотят, (Загнуть указательные пальцы на обеих руках.)

Два Степана у сметаны (Загнуть средние пальцы.)

Объедаются.

Две Дашки у кашки (Загнуть безымянные пальцы.)

Питаются.

Две Ульки в люльке (Загнуть мизинцы.)

Качаются.

«ДУДОЧКА»

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, (Пальцы обеих рук сложены в колечки и поднесены ко рту;

Потерял пастух дуду. дети выполняют круговые движения - «играют на дудочке».)

А я дудочку найма, (Ритмичные удары в ладоши и кулачками друг о друга Пастушку я отдала. попеременно.)

Ну-ка, милый пастушок, («Идут» указательным и средним пальцами по столу.)

Ты спеши-ка на лужок.

Там Буренка лежит, (Ритмичные удары в ладоши и кулачками друг о друга

На теляток глядит. попеременно.)

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить, (Указательным пальцем правой руки «варят кашу» на левой

Сашу кашей кормить. ладошке.)

«ЛАСТОЧКА»

Ласточка, ласточка, (На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним

Милая касаточка, пальчиком, начиная с указательного, - сна чала на правой, потом на

Ты где была, левой руке.)

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну - красну.

«ПЧЕЛА»

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Н. Нищева

«ЖИЛ ДА БЫЛ ОДИН НАЛИМ»

Жил да был один налим, (Плавные движения сложенными ладошками , имитирующие

Движения плавников.)

Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты; движения ладонями порознь.)

Прилетали к ним три утки (Руки сложены накрест, взмахи ладонями.)

По четыре раза в сутки

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики, начиная с большого.)

"Дни недели"

Подскажите-ка нам, звери,

Как запомнить дни недели?

Первый - понедельник, зайка-рукодельник!

За ним приходит вторник, соловей - задорник!

За вторником среда, лисичкина еда.

За средой четверг, волк глазами сверк!

За четвергом к нам пятница колобком прикатится!

За пятницей - суббота, баня у енота.

За субботой - воскресенье,

Целый день у нас веселье!

Кто не знает - выходи!

Кто не знает, тот води!

Песня "Автобус"

Мы в автобусе сидим,

Мы сидим, сидим.

И в окошечко глядим,

Весело глядим.

А мотор рычит, рычит -

ры - ры - ры, ры - ры - ры,

На кого-то он ворчит -

ры - ры - ры, ры - ры - ры.

Мчит вперед машина -

Ши - ши - ши - ши,

Шинами шуршит, шуршит,

ши - ши - ши - ши - ши.

"Дни недели"

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

В пятницу полы помыла,

Всех подружек в воскресенье,

Позову на день рожденья.

Утро настало, солнышко встало!

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И ты, крошка - Митрошка!

Привет, ладошка!

Пальчиковая игра "Компот"

Будем мы варить компот,

фруктов много нужно вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

За грибами

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали - рыжики срывали.

Лисичка бежала -лисички собирала.

Скакали зайчатки - искали опятки.

Медведь проходил - мухомор раздавил.

Мы делили апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для котят,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для ежа,

Эта долька - стрижа,

А для волка - кожура,

Он сердит на нас - беда!!!

Разбегайтесь кто-куда!

"МЫ ПРИЕХАЛИ ВСЕ В ЛЕС"

(для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей)

Мы приехали все в лес,

Ши - ши - ши - ши.

Там полным-полно чудес,

Ши - ши - ши - ши.

Вот идет сердитый еж:

П- ф - ф - ф, п - ф - ф - ф, п - ф - ф - ф!

Где же носик? Не поймешь.

Ф - ф - р! Ф - ф - р! Ф - ф - р!

Вот веселая пчела

Детям меда принесла:

З - з - з! З - з - з!

Села нам на локоток:

Полетела на носок:

Пчелу ослик испугал:

На весь лес он закричал:

И - а - а! И - а -а! И - а -а!

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г - у- у!Г - у- у!Г - у- у!

Г - у- у!Г - у- у!Г - у- у!

САМОМАССАЖ

"Ладошки"

Вот игра у нас какая:

Хлоп, ладошка,

Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

А потом, а потом,

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп!

По коленкам - шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Справа - можем!

Слева - можем!

И крест - накрест руки сложим!

И погладим мы себя,

Вот какая красота!

"Пальчик-непоседа"

Пальчик, пальчик, непоседа

Где ты бегал, где обедал?

Я с мизинцем ел калинку,

С безымянным ел малинку,

Ел со средним землянику,

С указательным - клубнику!

"Две свинки"

Две свинки в загоне у фермера жили,

И между собою толстушки дружили.

У каждой росло по четыре ребенка.

Четыре веселых смешных поросенка.

Плескаться в воде, кувыркаться, играть.

А вечер настанет - и к маме бегут.

Улягутся рядом и вместе заснут.

Мышка

Мышка лапки плохо мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот,

Может заболеть живот.

Так что, дети постарайтесь

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, Желтый дуб,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом,

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

(В. Вирович)

Массаж пальцев «Рукавицы»

(М.Ю. Картушина)

* * *

Массаж лица "Еж"

Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»


Мои пальчики расскажут,

Что умеют, все покажут.

Пять их на моей руке.




Все делать могут,

Всегда помогут

Мои пальцы на руке.


Хлопают в ладоши.

Они на дудочке играют,

Мячик весело бросают,

Мои пальцы на руке.




Мои пальчики расскажут,

Что умеют, все покажут.

Пять их на моей руке.


Подняв руки вверх, двигают пальцами, поворачивая ладони внутрь и наружу.

Белье стирают, пол подметают,

Мои пальцы на руке.

Они считают, щиплют, ласкают,

Мои пальцы на руке.


Подражают движениям, соответствующим содержанию текста.

* * *

Массаж для профилактики простудных заболеваний «Белый мельник»

Массаж рук «Гуси»


Педагог:

Выполнение:

Гуси медленно идут,

Вперевалочку бредут


Имитируют пальчиками ходьбу гусей по правой, а затем по левой руке , от ладони до плеча.

Гуси га-га-га гогочут,

Будто весело хохочут


Пощипывание рук от ладони до плеча, вначале по правой руке, затем по левой

Гуси га-га-га гогочут,

Будто весело хохочут




Га – га – га, га – га – га,

С перепонками нога.


Поколачивание кулачками рук сверху вниз, а затем снизу вверх.

Га – га – га, га – га – га,

С перепонками нога.


Поглаживание рук от плеча к кисти, поочередно двух рук.

Пальчиковая гимнастика «Салат»


Воспитатель:

Дети:

Мы морковку чистим-чистим,

Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой.

Мы морковку трем-трем,

Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперед-назад.

Сахарком ее посыплем

«Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками.

И сметанкою польем.

Кулачком делают движение сверху вниз, как бы поливая.

Вот какой у нас салат ,

Протягивают ладони вперед.

Витаминами богат!

Поглаживают ладошкой живот.

Состояние мелкой моторики у воспитанников детского сада – очень важный аспект. Многие мамы знают о влиянии, которое она оказывает на развитие речи ребенка. Давайте расширим и углубим наши знания о том, какую именно пользу может принести пальчиковая гимнастика детям. Ведь, занимаясь ею всего по несколько минут в день, можно за короткое время увидеть прогресс в способностях малыша.

Воспитанникам средней группы уделяется намного большее внимание в этом процессе, чем в младшей группе. Занятия становятся более интенсивными и ритмичными, нацеленными на определенный результат.

Особенности проведения пальчиковой гимнастики для детей в возрасте 4-5 лет

Прежде всего, отметим очевидную полезность таких занятий, которая состоит в следующем:

  • помимо тренировки пальцев, гимнастика способствует развитию памяти, мышления и внимательности, синхронизации работы полушарий мозга;
  • осуществляется ;
  • пальчиковые игры – это еще и своеобразный точечный массаж, который полезен сам по себе;
  • и, конечно, главное – совершенствование речевых навыков, что очень актуально для детей возрастом 4-5 лет.

Грамотные педагоги проводят пальчиковую гимнастику в детском саду в соответствии с некоторыми правилами. Так, все упражнения необходимо делать, начиная с простейших, и лишь постепенно усложнять задания. Физическую нагрузку на пальцы также необходимо дозировать: к примеру, сначала выбирать игры для одной руки, потом – для второй и для обеих одновременно.

Нередко в такие занятия добавляются элементы кинезиологических упражнений – кроме пальчиковой, используется и артикуляционная гимнастика, телесные движения, развивающие крупную моторику, а также расслабление и релаксация. Они направлены на активизацию так называемого межполушарного воздействия, что, в свою очередь, улучшает восприятие, повышает стресоустойчивость и оказывает общее благотворное влияние на состояние здоровья ребенка.

Дети, которые регулярно занимаются по специальному комплексу, быстрее научаться чтению, счету и письму. У них будет больший словарный запас, а непроизвольное запоминание различных стихотворных строк принесет пользу развитию памяти, что безусловно, едва не самое главное в школьной науке.

Примеры комплекса пальчиковой гимнастики в средней группе

Для достижения лучшего эффекта детская гимнастика для пальцев всегда проходит в игровой форме. Так малыши лучше запоминают и с удовольствием воспроизводят все упражнения, которые сопровождаются несложными и понятными рифмованными строчками. Ниже представлены три примера пальчиковой гимнастики в детском саду, про которую говорилось выше.

Пример 1.

Этот пальчик хочет спать

(поднимаем левую руку к себе ладонью),

Этот пальчик – прыг в кровать!

(начиная с мизинца, загибаем пальцы левой руки, используя правую),

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми

(«разговариваем» с большим пальцем и разгибаем все остальные),

Братиков не разбуди!

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!

Пример 2.

Палец указательный

Умный и внимательный.

Занят делом постоянно –

Он – помощник капитана!

(Сжимаем одну руку в кулак, вытягиваем вверх указательный палец и вращаем им: на первые две строчки – в одну сторону, затем – в другую).

Пример 3.

Ёж, ёж, где живешь?

(показываем «колючки», переплетя пальцы в замок),

Я живу в густом лесу!

(кладем кисти рук крест-накрест и попеременно меняем ту руку, что находится сверху),

Ёж, ёж, что несешь?

(снова показываем «колючки»),

В норку яблочки несу!

(стучим кулак о кулак),

Буду яблочки делить,

(производим рубящие движения правой ладонью о левую),

Своих деточек кормить!

(то же самое, меняем ладони).

Развитие мелкой моторики у детей в средней группе предполагает не только пальчиковую гимнастику, но и другие занятия: складывание кубиков, лепку из глины или пластилина, рисование цветными карандашами, выполнение аппликаций из бумаги, новые веяния в детском творчестве и развитии – элементы песочной терапии.

Для детей, у которых уровень развития речи не соответствует возрасту, подобные занятия являются отличным способом улучшить свои навыки и догнать своих сверстников. Занятия, которые проводятся воспитателями – это очень хорошо, но и когда ребенок находится дома, не упускайте любой возможности чтобы позаниматься с ним, ведь малышу эти игровые занятия приносят и пользу и радость. Ну а если ребенок находится на домашнем воспитании и в силу обстоятельств не может посещать детское учреждение, то такие упражнения являются обязательными. Родителям совсем не сложно их освоить, ведь для этого не требуется какая-либо подготовка или особые знания. Всё просто, весело и легко.

Пальчиковая гимнастика

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Методические указания.

Первые две строчки - обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки - обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

Методические указания.

На первую строчку - выставляем вверх большие пальцы, на вторую - соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью - поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую - кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки - ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

Наши пальцы

Пальцы встали дружно в ряд (показать ладони с выпрямленными пальцами)

Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак) .

Эти два - всему указки (показать два указательных пальца,

Все покажут без подсказки (придержать их большими пальцами) .

Пальцы - два середнячка (показать два средних пальца,

Два здоровых бодрячка (придерживать их большими пальцами) .

Ну, а эти безымянны молчуны,

всегда упрямы. (показать безымянные пальцы)

Два мизинца-коротышки (показать мизинцы) .

Пальцы главные средь них (показать два больших пальца)

Два больших и удалых.

Шарик

Надуваем быстро шарик -

Он становится большим.

Вдруг наш шарик лопнул,

Воздух вышел - ш-ш-ш!

Стал он тонким и худым.

Методические указания. Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них - пальцы принимают форму шара. Воздух выходит - пальцы в исходное положение.

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

Оттого и похудел.

Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

За грибами

Солнце утром встало рано,

Всех детишек приласкало.

За грибами мы пошли.

Три лукошка принесли.

Фигурки из палочек

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел

Засолка капусты

Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз,

Мы капусту солим (движение пальцев) .

Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак) .

Морковка

Не морковка - загляденье,

Выросла на удивленье,

Сочная да вкусная,

Для детей полезная.

Методические указания. Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.

Апельсин

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут)

Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец.)

Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец)

Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец)

Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец)

А для волка - кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху)

Он сердится на нас.

Беда! (Пальцы рук - как волчьи зубы)

Разбегайтесь кто куда!

Слива

Мы пришли в фруктовый сад,

Стали сливы собирать.

Сливы, сладкие как мед,

Сами просятся к нам в рот.

Методические указания. Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал) .

Елка

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Методические указания. Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локти не прижимаются.

Дерево

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

Методические указания. Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Птичек стая

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Методические указания. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.

Скворечник

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Методические указания. Ладони соприкасаются пальцами, большие загну-ты внутрь.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Методические указания. Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими

Утята

Раз, два - шли утята,

Три, четыре - за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый напугал:

Громко, громко запищал:

Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

Методические указания. Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указания. Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

Методические указания. Пальцы сжаты в кулаки. Поочередно разгибать их, начиная с мизинца, затем сгибать в том же порядке.

Гости

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

И Матвею блин, и Сергею блин,

А Никитушке - мятный пряничек.

Методические указания. На первые четыре строки вращение кистей рук от

себя, на пятую - к себе. На остальные строки поочередно массировать кончики пальцев правой руки.

Птички

Маленькая птичка

Принесла яичко.

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим-

Мы яичко отдадим.

Детям раздаются маленькие шарики, они катают их между ладошками.

Перелетные птицы

Тили- тели, тили- тели-

(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка-

(Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

(Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами сделать «клюв» - «птицы поют»)

Птички прилетали

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели

Дятел

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья лечит.