Пальчиковая гимнастика 9 лет. Пальчиковая гимнастика для малышей

Пальчиковая гимнастика 9 лет. Пальчиковая гимнастика для малышей

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и .

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.

Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!

Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!

На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)

Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку

P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку и .

Здравствуйте, дорогие читатели! А знаете ли вы, насколько полезна пальчиковая гимнастика для малышей? Что она дает детишкам? И как правильно предлагать крохе гимнастику? Для вас мы подобрали чудесные варианты пальчиковой гимнастики в стишках.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Пальцы, кисти и стопы - средоточие биологически активных зон, влияющих на организм. В восточной медицине веками развивается направление иглоукалывания, су-джок. В переводе значит «стопа - кисть». Древнеславянская медицина оставила в подарок удивительное искусство сплетения пальцев для улучшения здоровья и развития интеллектуальных способностей - мудры. Они помогают направить мысли в нужное русло, облегчить спазмы кишечника и даже снизить риск осложнений при инфаркте миокарда.

При иглоукалывании, воздействуя на определенные точки в заданной последовательности и определенным образом, специалисты способны за несколько сеансов избавить от бронхиальной астмы или гипертонии.

Воздействие на кисти, стопы и пальцы чрезвычайно важно для гармоничного развития малыша. Но как воздействовать правильно?

Пальчиковая гимнастика: примеры

Подходы и наборы упражнений зависят от возраста ребенка. Гимнастика проводится под чтение стихов. Так ребенок успокаивается, формирует положительную связь между голосом родителей и незнакомыми действиями.

Упражнения пальчиковой гимнастики в 1 год

В год и раньше малыш может не сразу схватиться за предмет, совершать странные движения. Это нормально, моторика (способность управлять движениями) развивается постепенно.

Друзья – садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
(Ладошку собираем в кулачок. Большой пальчик отгибаем, выпрямляем, потом сгибаем наполовину. И опять сгибаем, так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем теперь указательный пальчик, потом сгибаем-разгибаем)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Теперь сгибаем-разгибаем средний палец. При этом важно стараться не сгибать указательный и большой пальчики)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем еще и безымянный, стараемся не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем теперь мизинчик)

Улитка.

Выполняется 2 - 4 раза.
Держите ладошку малыша открытой, и своим пальцем «рисуйте» спираль по направлению от середины ладони крохи до основания пальчиков, захватывая также внутреннюю сторону большого пальца.
Сопровождайте игру таким текстом:
Улитка, улитка, улитка ползет.
Улитка в тележке конфеты везет.
Вообще пальчики сгибаются и разгибаются по 4 - 10 раз на каждой ручке.

Семейка

Начиная с большого пальчика, разминайте поочередно каждый пальчик ребеночка. Затем сгибайте их, приговаривая:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
(Прижмите кулачок к груди крохи)
Вот и вся моя семья.

Разминка

Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли в садик погулять (пальчиком одной ручки считаем пальчики на другой, слегка нажимая на подушечки)
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу (указательным пальчиком одной ручки выполняем круговые проглаживания ладошки другой).
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать (считаем пальчики в обратном порядке, поглаживая их).
Потом опять читаем стихотворение, и повторяем движения на другой руке.

Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните (расслабляем ручки и встряхиваем их),

Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики (обе ладошки с пальчиками, прижатыми друг к другу, приставляем к головке. Сгибаем несколько раз сомкнутые пальцы).



Пальчиковые упражнения и игры в 2 года

В этом возрасте чадо начинает разговаривать, строить первые фразы. Поэтому чтение ребенку стихов особенно важно. Более того, важно дальнейшее развитие моторики. Для этого давайте малышу рвать ненужные бумаги, мять разную ткань, щупать мешочки с песком и камушками. Если этого не делать, отпрыск доберется до бумаг и мелких предметов в самом неподходящем месте и в максимально неудобное время.

Пальчиковая гимнастика “Сорока-Ворона”

Сорока-ворона
Кашу варила
Деток кормила. (загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
…а этому не дала
Ты дров не рубил
Воды не носил..

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимаем и разжимаем пальчики в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопаем)
– Вот, вот, вот! (ручки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопаем)
– Вот, вот, вот! (показываем нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопаем)
– Вот, вот, вот! (показываем руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопаем)
– Вот, вот, вот! (показываем ушки)

ВОРОНА

У вороны голова, (руки на голове)
ва-ва-ва-ва (хлопаем 4 раза)
Клюв и крылья, (ручки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги, (ручки за спиной, топаем),
оги-оги-оги-оги (хлопаем 4 раза)

МАШИНКА

Заведу мою машину (включаем «мотор»)
– Би-би-би, налью бензину. (хлопаем 3 раза, топаем)
Крепко-крепко руль держу («держим руль»)
На педаль ногою жму. (топаем правой ножкой).

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз (ручки в «замок», вращаем большие пальцы)
Прицепил вагон, повез (сцепляем указательные пальцы).
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой (руки покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладошки смыкаем углом (нос)).
Крепко я держу штурвал («держим штурвал»)
Я ведь главный капитан (хлопаем 4 раза).

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, (сидя на пятках, вращаем руками)
Мы не дети, мы пилоты (хлопаем 4 раза)
Руки – нос, и руки – крылья (показываем «нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья (встать, разбежаться, руки изображают крылья).

КОШКИ – МЫШКИ

Вот кулак, (показываем кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрываем пальцы, ладонь вверх)
На ладошку села кошка. («когти» правой руки водят по ладони левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибаем по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращаем кулак)
В норки быстро разбежались (прячем кулак под правую подмышку)

Пальчиковая гимнастика в 3 года

В этом возрасте ребенок уверенно (хоть и не всегда правильно) держит ложку, умеет обращаться с вилкой и чашками разного размера. Давайте чаду эти предметы почаще. Давайте чаду рвать и мять.

Клен

Ветер тихо клен качает, (пальчики растопырены, тянем их вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошки вправо-влево)
Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки, низко-низко)
Зашумел листвою клен. (шевелим пальчиками)

Кораблик

По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека, (складываем руки лодочкой, делаем волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальчика)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, показываем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаются к голове, изображаем кошачьи когти, шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаются-разжимаются пальчики)
Сладкий тортик испечем. («мнем тесто»)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку - сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальцами обеих рук)
А потом заваpим чай -
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

МОЕМ РУКИ

1. «Моем руки» (ритмично потираем ладошки, имитируя мытье рук).
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
2.«Стряхиваем водичку с рук» (пальцы сжаты в кулак, с силой вы¬прямляем пальчики, как бы стряхивая водичку).
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
3.«Вытираем руки» (энергичные движения имитируют вытирание каждой руки полотенцем).
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро

Игра: «Крестики»

Цель: Развить мелкие мышцы пальчиков, координацию и слуховое восприятие ребенка. Для проведения игры спе¬циального оборудования не требуется.
Проведение игры: При чтении стихотво¬рения показывайте малышу, как можно делать из пальчиков нолик, а как - крестик.
У меня на столике
Крестики и нолики,
Захотел Илья Пятков
Сделать их из пальчиков,
И фигурки у него
Получаются легко.
Захотите - научу
Девочек и мальчиков
Делать их из пальчиков?
Чем старше становится чадо, тем сложнее должны быть упражнения. Например, нолики и крестики можно делать с помощью всех пальцев (а не только большого и указательного).

ФОНАРИКИ

Поочередно сжимаем и разжимаем пальцы рук на счет «раз-два».
На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.
На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты.
Выполняем упражнение сначала медленно, потом ускоряем темп. Упражне¬ние можно выполнять сначала на счет, а затем - сопровождая движения такими строчками:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!

Игра «Шалунишка»

Цель: Развить мелкие мышцы пальчиков ребенка, улучшить координацию движений и мышление.
Проведение игры: Посадите малыша перед собой и, читая стихотворение, показывайте движения, которые необходимо совер¬шать. Если у крохи не получается повторить ваши действия, возьмите его руки в свои и помогите. Через некоторое время ребенок будет са-мостоятельно повторять действия за вами.
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила (чертим круговые линии на ладошке).
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала (загибаем пальцы),
А этому не дала. Он много шалил,
Свою тарелку разбил (покачаем мизинчик).

ПЕЧЕМ БЛИНЫ

Вариант 1.
Попеременно касаемся поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.

Вариант 2.
а) левая рука касается ладонью стола, а правая рука - тыльной стороной;
б) смена позиции. Теперь руки меняются.
Упражнение можно выполнять на счет «раз-два» или со стихами.

Надеюсь, наша подборка придется по вкусу вам и вашим детишкам!

Счастья вам и радости!

Друзья, если вам нравится статья, пожалуйста, поделитесь ею со знакомыми, нажав кнопочки соцсетей. Вдруг кому-то это будет очень нужно? И не забывайте подписываться на обновления блога – здесь вас ждет много всего интересного!

Учеными доказана взаимосвязь между речью и двигательными функциями рук. И для того, чтобы ребенок хорошо научился говорить и в будущем легко обучался письму, необходимо применять для пальцев, сопровождающиеся речью и звуками. Для правильного обучения разработана пальчиковая гимнастика для малышей. Она способствует лучшему развитию мелкой моторики и речи, а также является дополнением к приятному общению с родителями.

Пальчиковая гимнастика в стихах

В пальчиковой гимнастике для детей необходимо применять стихотворения и музыкальные звуки. Можно стихи распевать на знакомые вам мелодии, или воспользоваться специальными образовательными музыкальными аудиозаписями. Ритм и рифма хорошо запоминается малышом и положительно влияет на его нервную систему, оказывая успокаивающее действие. К тому же во время проведения таких упражнений родитель поглаживает, трогает, щекочет и обнимает малыша, а это благотворно влияет на его психоэмоциональное состояние.

Начинать заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми до года можно и даже нужно. Специалисты считают, что самый подходящий возраст – с 6 месяцев жизни, начинать можно с небольшого массажа, простого поглаживания, перебирание пальчиков по несколько минут ежедневно. С 10-11 месяцев можно проводить уже более активные упражнения.

«Пальчики»

Наш массаж сейчас начнем,

Каждый пальчик разотрем:

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей,

Этот пальчик - всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней,

(растирайте при этом каждый пальчик, от основания до кончика, начиная с мизинца)

Вместе – это пять друзей

(погладьте ладошку со всеми пальчиками сразу)

Пальцы растянуть хочу,

Каждый пальчик покручу,

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей,

Этот пальчик - всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней,

(аккуратно берите за кончик каждый палец, приподнимая его, осторожно покрутите туда-сюда)

Вместе – это пять друзей

(опять погладьте ладошку и все пальцы)

Каждый пальчик мы возьмем и

И сожмем, сожмем, сожмем

(сжимаем),

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей и т.д.

(начиная с большого пальца, сжимайте ладошку в кулачек)

Вместе – это пять друзей

(погладить, как в предыдущие разы)

Каждый пальчик мы возьмем,

На подушечку нажмем

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей и т.д…

(указательным пальцем слегка нажимайте на подушечки пальцев ребенка)

Вместе – это пять друзей

(погладьте все пальчики)

Для того, чтобы малыш не устал (потому что стишок довольно длинный), на каждом куплете меняйте ручку ребенка и рассказывайте его мелодично весело, а не монотонно.

«Ладошка»

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(медленно проводите согнутым пальцем по ладошке ребенка, имитируя волны)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

(перебирая кончиками пальцев, дотрагивайтесь до ладошки)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(пальцем «рисуйте» квадрат, кружок или треугольник и т.д.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.

(сжатым кулаком, потрите ладошку малыша)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки.

(плавно переступайте по ладошке указательным и средним пальцем)

Этот стишок довольно короткий и нужно повторить упражнения на второй ручке.

«На лугу»

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли в садик погулять.

(своим указательным пальцем пересчитываете пальцы на ручке ребенка, слегка надавливая на подушечки)

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу.

(своим пальцем делаете круговые поглаживания ладони).

Лепесточков ровно пять,

Раз, два, три, четыре, пять.

(считаем пальчики ребенка, при этом поглаживая их)

После проделанного упражнения меняете ручку малыша и повторяете стишок с движениями заново.

Интерес ребенка к игре проявляется и удерживается в зависимости от ее подачи родителем. Так, пальчиковая гимнастика для грудничков должна проходить в ласковом и спокойном темпе, с бережными и осторожными прикосновениями. А для детей старше трех лет необходимо добавить выразительную и добрую мимику. И, конечно же, стих необходимо знать наизусть, а не читать с листочка.

Известная нам всем народная пальчиковая гимнастика для малышей, это: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая» и т.п., может также послужить веселым разнообразием в этих занятиях.

Замечательно воспринимается детками пальчиковая гимнастика под музыку. Есть специальные издания в СD-записях, которые содержат интересные распевки, подвижные игры и музыкальные упражнения. Создаются подобные программы авторами в логопедических детских группах для коррекционной работы. В этих упражнениях тесно связаны пение, музыка и движения, такой тандем позволит развить у ребенка чувство ритма, просодическую речь, а также воображение.

С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.
Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребёнка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики. Детки старше года будут стараться повторять за вами более сложные движения.

Рыбки

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся (пальцы рук очень плотно сжимаются),
Разожмутся (пальчики сильно растопыриваются в стороны),
То зароются в песке (сложив пальчики, руками поочерёдно совершаете движения, как будто раскапываете песок).


Гус
и

Гуси, гуси!
- Га! Га! Га! (пальцами рук показывайте открывающиеся клювы)
- Есть хотите?
- Да! Да! Да! («клювы» кивают вверх и вниз)
- Ну, летите!
- Нет! Нет! Нет! («клювы» качают из стороны в сторону)
Серый волк под горой, не пускает нас домой! (погрозите указательным пальцем).

Гречневая каша

Это - ложка (покажите ложку ладонью правой руки) ,
Это - чашка (покажите чашку ладонью правой руки) ,
В чашечке - гречневая кашка (загляните в "чашку”) ,
Ложка в чашке побывала (сделайте вид, что кушаете выдуманную кашку) -
Кашки гречневой не стало.



Сорока

Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

или, как вариант:

Этому не дала:
- Ты воды не носил, дров не рубил, каши не варил. Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
Постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их) .
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).

Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз .

С ветки ягодки снимаю (пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимаете с него воображаемую ягодку).
И в лукошко собираю (обе ладошки складываете перед собой чашечкой).
Будет полное лукошко (одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой тоже сложенной ладошкой).
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть (одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаём воображаемые ягодки и отправляем их в рот).
Легким будет к дому путь! (имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).

Пальчик-мальчик

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему (от указательного до мизинца):
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
С этим - в дудочку дудел.

Этот пальчик

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - матушка,
Этот пальчик - батюшка,
Ну а этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.


Пальчики

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.


Зайка

Средний и указательный палец – ушки зайки,
остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
Скачет, скачет зайка.
- Ты его поймай-ка! (ребёнок ловит "зайку" другой рукой, или «зайки» ловят друг друга).

Осьминог

Восемь пальчиков для ног -
Получился осьминог.
- Сколько ног у осьминога?
- Много-много!
(Всеми пальчиками, кроме больших, ребёнок изображает щупальца осьминога, соединяя внутренние стороны ладошек).


Улитка

На одной скользящей ножке
Домик, голова и рожки.
- Дай-ка пальчики сюда!
- То не пальчики - рога (изображаем пальчиками рожки улитки).


Кошка

Как у нашей кошки
Беленькие ножки,
Мяконькие лапки,
Ноготки-царапки (ступаем "ножками"-пальчиками мягко, по-кошачьи).
- Поцарапаем немножко,
Не ребята мы, а кошки.


Мышка

Как у нашей мышки
Ножки-коротышки.
Ножки мышкины спешат
К сырной корке - и назад (изображаем пальчиками мышкины ножки).


Солнышко

Ножки вверх! Ножки вниз! (Указательным и средним пальцами взмах вверх, потом опустить вниз)
Солнце, солнышко, качнись! (Пальцы вниз и качаем кистью из стороны в сторону)
Солнце с тучкою качнулось.
И Трезорке улыбнулось (пальчиками изображаем ножки Трезорки).

Солнышко

Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло (п альчики разгибаются по одному) .
Стали лучики светить (шевелить пальчиками)
Малых деток веселить
Прилетели тучки -
Спрятались лучики (п альчики прячутся в кулачок).



Жук

Шесть мелькает ножек-рук -
Это убегает жук.
- Ты куда? - но нет ответа.
Жук в траве укрылся где-то (изображаем пальчиками лапки жука, быстро передвигая ими по столу).


Черепашка

Сколько пыли, сколько сора,
До дверей дойду не скоро, -
И вздыхает тяжко
Наша черепашка (передвигаем пальчики одной руки медленно, как будто это ножки черепашки, а другой рукой изображаем её панцирь).


Мишка

Мишка топает ногой,
Мишка топает другой,
Ух, как веселится
В доме половица! (Топаем "ножками"-пальчиками).
А пока танцует Мишка,
Мы похлопаем в ладоши.
Вместе с лисонькой-плутишкой
Будем зрителями тоже (хлопаем в ладоши).


Журавли

До свиданья, до свиданья,
Возвращайтесь поскорей! -
Провожаем, провожаем
В путь-дорогу журавлей (машем ручкой вслед птицам).
Крылышками машем:
- До свиданья, Маша!
Полетели мы на юг,
Вспоминай нас, добрый друг! (Ладошками изображаются крылья птиц).

Козёл

Вот какой козёл рогатый! -
Рожки делают ребята. -
Вот какие рожки
У козла Тимошки!
Встрече Тимофей не рад -
Грозно смотрит на ребят.
- Уходите, вас не знаю,
Забодаю, забодаю! (Пальчиками изображаются козлиные рожки).

Рак

Как хватает рыбу рак?
- Да клешнёй своей - вот так!
Манит он своей клешнёю:
- Пощипаемся с тобою!
(Двумя пальчиками изображается движение клешни рака).



Слоник

Слоник, апельсин подай!
- Угощайся, попугай!
Слоник очень-очень рад,
Что сильнее всех носат (пальчиком изображается хобот).

Слоник

В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.

Козочка

Шёл старик дорогою (идти пальчиками по столу),
Нашёл козу безрогую (показать пальчиками рога):
- Давай, коза, попрыгаем (постучать пальчиками по столу),
Ножками подрыгаем.
А коза бодается (снова показать рога),
А старик ругается (

Киска

Киска ниточки мотала (вращать руками, как бы наматывая нить на клубок)
И клубочки продавала (вытянуть обе ладони вперёд).
- Сколько стоит?
- Три рубля. Покупайте у меня! (Показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони).

Лошадка

Одной рукой я травку рву (выполнять хватательные движения поочерёдно левой и правой руками),
Другой рукой я тоже рву.
Я травкой накормлю коня (вытянуть руки вперёд),
Вот сколько пальцев у меня! (и повернуть ладонями вверх).


Ой, ладушки

Ой, ладушки-ладушки, испечём оладушки!
(делать движения руками, как будто лепите пирожки)
На окно поставим, остывать заставим.
А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помощник

Топором дрова колю (имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз),
А потом пилой пилю (имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперёд-назад).
Отнесу их бабушке (показать ладоши),
Чтоб испечь оладушки (похлопать ладонями друг о друга).

Дом

Молоточком я стучу (постукивать кулачками друг о друга),
Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук).
Строю я высокий дом (поднять выпрямленные ладони вверх),
Буду жить я в доме том (похлопать ладонями).



Тесто

Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики),
Сладкий тортик испечём (как будто мнём тесто),
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола),
А верхушку - сладким кремом.
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыпать "крошку" пальчиками обеих рук).
А потом заварим чай (движения рукой, будто наливаем чай в чашку) ,
В гости друга приглашай! (Движения ладошкой к себе) .



Капуста

Мы капусту рубим, рубим (говорить ритмично, руками показывать, как мы рубим капусту),
Мы морковку трём, трём (ручками показывать, как мы трём морковку),
Мы капусту солим, солим (пальчики щепоткой - солим),
Мы капусту мнём, мнём (ручками "мнём" капусту).


Отдыхаем

Мы сегодня рисовали (имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой),
Наши пальчики устали,
Наши пальчики встряхнём (встряхивать кистями),
Рисовать опять начнём (снова имитировать рисование).


Дружба

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание мизинцев обеих рук):
- Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдное касание одноимённых пальцев обеих рук, начиная с мизинцев),
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

Отдохнём

Наши пальчики проснулись,
Потянулись, потянулись… (выполняем эти движения)
И встряхнулись… (выполняем движение)
По ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот),
Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали (изобразите эти движения)
И устали. Сели отдыхать (потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени).

Прятки

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали.


Дождик

Дождик, дождик, поливай (указательным пальцем постукивать по ладони другой),
Будет хлеба каравай (образовать перед собой круг руками).
Будут булки, будут сушки (похлопывать поочерёдно одной ладонью о другую),
Будут вкусные ватрушки (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

Строим стенку

Строим стенку,
- Выше, выше (прямые ладони держим горизонтально перед собой. Мизинец каждой руки смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди. Поочерёдно «нижнюю» ладонь кладём на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку).
- Добрались уже до крыши! (к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конёк – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья).
- Чья крыша выше?
- Выше, выше, выше! (Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками)
- Прорубили мы окошко,
И дверку для кошки,
И дырочку для мышки:
- Пи-пи-пи-пи–пи! (Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырёхугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском).

Квасим капусту

Это что ещё за куст? (Стоя, руки перед грудью в «замке»)


Это что еще за хруст? (Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаём хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…)
- Как же мне без хруста («капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой),
Если я – капуста?
Мы капусту рубим, рубим («рубим капусту» на поверхности воображаемого стола рёбрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте),
Мы капусту солим, солим (обе руки сложены щепотью и «солят»).
Мы капусту мнём, мнём (сжимаем и разжимаем кулаки),
А морковку трём, трём (трём ладони одну о другую – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой).
Всё перемешаем! (Перемешиваем – в горизонтальной плоскости).
В бочки набиваем (ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти).
В погреб опускаем (в таком же положении глубоко наклоняемся и кладём на пол сложенные ладони).
- Эх, вкусная капуста! (Выпрямляемся и гладим себя по животу).

Улитка

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая её накрывает – это раковина улитки.
- Улитка-улитка,
Отвори калитку,
Выходи из дома,
Будем знакомы! (Когда четверостишие прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки).

Улитка-улитка,
Высуни рога,
Дам пирога! (Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмёте мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребёнок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте).

Улитка-улитка, пошли гулять! (На этих словах улитка ничего не делает – она слушает Вас и решает, что ответить).
- Поползли, поползли, поползли… («Улитка» ползёт по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла).
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитка!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете всё то же самое, руки меняются ролями.

Гусеница

Гусеница, гусеница (ладонь одной руки «ползёт», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли),
Бабочкина дочка («ползёт» обратно к плечу по внешней стороне руки),
По травинкам ползает (то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»),


Кушает листочки (и по другой стороне обратно):
- Ам! (Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями).
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Ам!
Поела (останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)…
Спать захотела (одна сжимается в кулачок, другая её накрывает – держит кулачок, как яблоко).
Проснулась (постепенно расправляем ладони)…
Бабочкой обернулась! (Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки)
Полетела, полетела, полетела! (Машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот. Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль).


Круговорот воды в природе

Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап (барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно).
- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль (бежим или поочерёдно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам).
- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течёт, жур-жур, жур-жур, жур-жур (ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течёт по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать)
И в море большое-большое-большое впадает… (разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведём руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди).
А с моря в жару пар поднимается (рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаём, тянемся за руками вверх),
К небу летит и в тучки превращается.
А из туч дождик идёт (тучку изображают сцепленные над головой руки):
- Кап-кап

и т.д.

Ещё упражнения для развития мелкой моторики рук .